Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

ОНМЦК 11 >>> Шекснинский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 120

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 199 >
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198

 

 

Вологодская область,

Шекснинский район,

Домшинский с/с

д. Старое Чернеево

31.07.2003.

Зап: Кузьмина Т. А.,

Суворова Л. М.,

 Гуреева В.В.

 

Исп.: Иванов Виталий Григорьевич, 1928 г.р., зд.

 

01

О драках:

 

- дрались железными палками, прутками (толщиной с палец), большими колами махались, деревянными тростками

- деревянные тростки украшали узорами, тростки делали из ивы; на тростках вырезали «змеек», «фонарики», инициалы

- тростки несли в руках, чтобы было видно, чтобы боялись

- могли драться ножами; ножи прятали в карман

- дрались «наладошниками», их отливали из свинца

- домшинские и угольские парни специально в Покров (престольный праздник) приходили в д. Алферово, чтобы подраться

- в драке были зачинщики, которые «верховодили» 

- драка начиналась в пляске, если один помешает плясать другому; начинали драку те, кто был помоложе

- в драке было много гармонистов, они играли «Под драку»

- впереди партии и гармониста шли несколько парней с кольями, палками, хлестали палками по земле, чтобы им уступили дорогу, плясали; с ними шел впереди гармонист, играл «Под драку»

 

Репортаж

02

О календарных обрядах и праздниках:

 

- Покров (14 октября) праздновали в Гремячем, в Алферове

- МАСЛЕНИЦА: жгли костры, делали катанье

- ПАСХА: качались на качелях

- СВЯТКИ: парни закрывали дома, где живут девки, раскидывали поленницу, затыкали трубу (вешали картошину с пером), заливали водой крыльцо, прятали сани 

- зимой дети раньше катались на санях, «чунках», дровнях; были «лодки» – широкая доска с четырьмя столбиками, на них была скамеечка с ручками, снизу подмазывали «коровяком» (навозом); так катались по вечерам

 

Репортаж

03

Об обрядах строительства дома:

 

- здесь дом и двор строят вместе

- пространство между домом и двором называется «сени»

- перед началом строительства договаривались о цене, «литьки пили»; перед началом любого дела (перед покупкой коровы и др.) надо было «литьки пить»

 

Репортаж

04

Имитация наигрыша на барабанке

 

- снач. комм.: у пастуха была барабанка из еловой доски, «стукоталки» (палочки) делали из вереса

- повтор

- комм.: пастух оповещал наигрышем, чтобы хозяева выгоняли овец

 

Имитация наигрыша на барабанке

 

05

О пастушеских музыкальных инструментах:

 

- пастух, который пас коров, при выгоне играл в рожок; рожок делали из бересты, «пикульку» из ивы

 

Репортаж

06

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: девушки одевались парнями, лицо закрывали платком, чтобы не узнали

- ряженых узнавали, когда они начинали плясать и петь частушки; наряженные девушки старались плясать «по-парнишечьи»

- наряжались «стариками», рассказывали басни, «присказеньки»

- рядились «цыганами», просили погадать; надевали широкий сарафан, передник загибали, чтобы положить туда милостыню, просили хозяев подать «мяска с комарову ножку, сахарку кусочек»; «цыгане» могли ходить в чужие деревни

 

 

Репортаж

 

Вологодская область,

Шекснинский район,

Домшинский с/с

д. Старое Чернеево

31.07.2003.

Зап: Кузьмина Т. А.,

Суворова Л. М.,

 Гуреева В.В.

 

 

 

 

Исп.: Юрова Мария Павловна, 1918 г.р., род. в д. Митьково Домшинского с/с

Колобанова Римма Артемьевна, 1929 г.р., род. в д. Катаево Домшинского с/с

 

07

О ткачестве:

 

- раньше ткала широкие половики, сновать помогала взрослая женщина; на «потолке» (на повети) была сновальня – 4 бадога

 

Репортаж

08

Батюшко-дворовушко,

Прими нас в свою семью.

 

- снач. комм.: когда покупали дом, то обходили его и обрызгивали святой водой

- текст

- комм.: обходили двор, дом, обрызгивали святой водой

 

Приговор при входе в новый дом

09

О скотоводческих обрядах:

 

- когда приводили новую скотину, то что-то говорили («присказеньки»), заходили на двор с иконой

- на дворе над дверьми всегда должна висеть иконка

 

Репортаж

10

Благослови, Господи, на день грядущой,

Скотинка пошла в полё.

 

- снач. комм.: скотинку выгоняли и приводили, всегда благословляя и перекрещивая

- текст

- комм.: на дворе висела икона Божьей Матери

 

Приговор при выгоне скотины в поле

11

Дай, Господи, им,

Чтобы все было в порядке со скотинкой.

 

- текст

- комм.: надо с молитвой скотинку и выпускать, и «заставать»

 

Приговор при выгоне скотины

12

Святой Егорий,

Спаси, сохрани и помилуй скотинку.

 

- снач. комм.: в Егорьев день скотинке давали кусочек хлеба и читали молитву Егорию

- текст

 

Приговор в Егорьев день

13

Илья Пророк, сохрани и помилуй нашу скотинку [от пожара].

 

- снач. комм.: в Ильин день скотину провожают с молитвой

- текст

- комм.: это приговаривают от пожара

- повтор текста

 

Приговор в Ильин день от пожара

14

О скотоводческих обрядах:

 

- ЕГОРИЙ: для скотинки специально пекли хлеб, его разрезали по кусочкам, угощали всю скотину

- Егорий – это праздник для скотинки

- с хлебом обходили всю скотинку; раньше звали батюшку, он обходил скотинку в одном месте и «обмоливал»

- пастух обходил скотину кругом; пастух играл в рожок, выходил на берег реки, играл, и вся скотина сама к нему собиралась

- один пастух делал «привод», после этого вся скотина приходила

 

Репортаж

15

О лечении:

 

- если у ребенка на спине была «щетинка», он плохо спал; делали «огибку» из молока матери и муки, потом делали «катышки» и катали по спинке ребенка; после этого «щетинка» проходила; так делали перед сном

- ребенка мыли в печке из деревянной «шаечки»

- если ребенок был неспокойный, то его парили в печке каждый день; венички для детей делали маленькими из «чисняговой» березы (с гладкими листочками); веники ломали после Троицы, до Троицы было грешно ломать 

- раньше от грыжи бабушка парила в печке; раньше бань не было

 

Репортаж

16

-  Чово, бабушка, грызёшь-то?

- А грызу грыжу.

- Ну, дак грызи иё сильняё, штобы не было.

 

- снач. комм.: когда бабушка парила ребенка, мать с бабушкой говорили слова

- текст

- комм.: бабушка «грызла» зубами то место, где грыжа;

- повтор текста

- комм.: надо было парить и говорить слова три раза

 

Заговор от грыжи

17

О лечении:

 

- маленьких парили в печке каждый день, больших только по субботам; в печку клали солому

- раньше женщины от золотухи обводили больное место «прежним» золотым кольцом и яйцом, говоря слова

- если у человека была «ячменница» («письяг» на глазу), то надо было незаметно плюнуть человеку на больное место

 

Репортаж

18

- Ладушки, ладушки,

Где были?

- У ба[б]ушки.

- Чего пили, ели?

- Кашку варили.

 

- снач. комм.: это назывались «сказки», «присказки»

- текст

- повтор текста

 

Детская пестушка

19

Сорока-белобока,

Научи меня летать,

И высоко, и далёко,

Шшобы домик был видать.

 

- текст

 

Частушка

20

Сорока-ворона,

Кашку варила,

Дитей кликала:

- Дети, дети,

Идите кашу ести.

 

- текст (Колобанова Р.А.)

- повтор текста

- повтор текста (Юрова М.П.)

- повтор текста (Колобанова Р.А.)

 

Детская пестушка

21

- Ладушки, ладушки,

Где были?

- У бабушки.

- Чего пили, ели?
- Кашку варили.

 

- текст (Колобанова Р.А.)

- комм.: раньше так дедушка маленьким ребятишкам делал

 

Детская пестушка

22

- Уточка луговая,

Где ты вечор ночевала?

- Во лесу, во лесочке.

 

- фрагмент текста (Юрова М.П.)

- повтор (фрагмент текста)

 

Детская потешка

23

О престольных праздниках:

 

- здесь гуляли Иванов день, на Сельце – Ильин день, на Чернееве было Чернеевское гулянье

- в каждой деревне были свои праздники; на праздники собирались молодежь, пили, гуляли, плясали, играли «Восьмёрку»

- в каждой деревне свое гулянье: на Пронине – Пронинское гулянье, в Сельце – Ильин день, на Чернееве – Чернеевское гулянье, в Зубове – Спасов день; в праздники гуляли ночью   

- СПАСОВ ДЕНЬ (14 августа), было три Спаса, яблоки ели по третьему Спасу   

 

Репортаж

24

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- хоронили покойника на третий день

- покойника обмывают, одевают; в «домовище» (гроб) шили подушечку, ее набивали листьями с веника 

- сама себе уже все приготовила к похоронам, а «домовище» не готовят заранее; раньше старики все заранее приготовляли к похоронам  

- листья с веников для подушки собирали родственники

- в гроб клали мыло, расческу (только мужчине в карман), носовой платок; мыло кладут, т.к. там покойник будет мыться

- душа покойного улетает в то место, которое он заслужил; чтобы заслужить хорошее место, нужно исповедываться в церкви

- кто много грешит в жизни, тот попадает в ад, там душа будет долго гореть, пока не прогорит до зернышка, потом снова восстановится, и опять будет гореть – так раньше говорили

- хорошее место на том свете - рай

 

Репортаж

25

Мы попадем в рай

Жопой об край.

 

- текст

- повтор текста

 

Поговорка

26

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- чтобы попасть в рай, надо соблюдать все посты, нельзя ругаться ни с кем

- в 9-й, 20-й, 40-й дни обносили конфетами, чтобы помянули покойного

- на 40-й день собирали столы, делали поминки, говорят, что в 40-й день нужно сорок человек накормить; раньше обносили печеньем, пирогами, пряниками; пряники сами делали 

 

Репортаж

27

О традиционной пище:

 

- раньше сами пряники пекли: замешивали тесто на молоке, клали муку, соду, сахар, яйца, сливочное масло

- замешенное тесто нужно раскатать, и стаканом выдавить круги из теста 

- раньше пекли шаньги (блины и оладьи) на простокваше

 

Репортаж

28

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- на 40-й день варили холодцы, супы, тушили картошку с мясом

- в день похорон на поминки делали кутью; когда приезжают с кладбища, в первую очередь давали по ложечке кутьи каждому человеку  

- кутью делали из риса и изюма

- до 40-го дня душа облетает те места, где был покойный при жизни, после 40-го дня она остается на том месте, которое он заслужил  

- когда ехали на кладбище хоронить, то первому попавшемуся человеку подавали полотенце или платок  

- когда после похорон садились за стол, то для души ставили стопку вина и накрывали ее кусочком хлеба, душа в это время еще была в доме, стопка стояла до тех пор, пока не высохнет в ней вино, то есть душа не выпьет; стопку для покойного ставили в шкаф 

- вещи покойного раздавали чужим и родственникам

- когда уезжали хоронить покойника, два человека оставались в доме и все мыли, один был родственник, а другой мог быть чужим; они мыли дом и собирали столы; когда провожающие покойника приезжали с похорон, то они всех встречали, подавали воду, чтобы вымыли руки с кладбища и полотенце   

- 40-й день – сорочины, тоже стол собирали; родственников звали поминать и на 20-й день, ходили на кладбище 

- раньше на второй день не ходили на кладбище, а сейчас заведено, что надо обязательно идти

- на 5-й, на 9-й день ходили на кладбище; приносили что-нибудь из еды, могли приносить вино

- у матери умер сын, она приходила на двор и звала его: «Покажись», сын ни разу не показывался

- на кладбище все плачут и причитают

 

Репортаж

29

Да на кого ты меня оставил-та,

Милый-то сын?

На ково ты миня оставил?

 

- фрагмент текста

- комм.: мать причитала, когда ее сын умер; ей говорили, чтобы она не плакала: «Хватит его в слезах топить»

 

Похоронное причитание

30

Да на ково ты миня оставил?

Да как я буду жить?

Што ты наделал?

Да мог бы ещё жить…

 

- снач. комм.: причитали на смерть сына или мужа

- фрагмент текста

- комм.: раньше были бабушки, которые приходили на кладбище, причитали; могли забытые вещи закопать в могилу

 

Похоронное причитание

31

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: ходили снаряжёнными; девки (пять-шесть человек) поехали в санях на лошади в Сельцо, взяли с собой двух маленьких девочек, т.к. наряженные снимали верхнюю одежду у сарая, а маленькие должны были их одежду убирать под сарай и стеречь; когда наряженные девки пришли в избу, то на них вылили ведро воды; потом собирали столы, пили чай, плясали, так гуляли до самого утра

- снаряжались во все смешное

- девки ходили к старухам на женихов гадать; старухи гадали на картах

 

Репортаж

32

О свадебном обряде:

 

- приходили сваты к родителям девушки, спрашивали разрешения  

- «снаряд» (приданое) у невесты было в сундуке – половики, полотенца и др.; девушки с 12-13 лет начинали готовить себе приданое, делали по вечерам; матери покупали приданое и складывали в сундук

- когда привозили приданое, то люди приходили смотреть: полотенца развешивали по избе, салфетки расстилали

- на девишник собирались девушки, ставили на стол украшенную елочку; девушки песни пели, а невеста ревела

- елочку украшали красивыми лентами; невеста сидела возле елочки, плакала, прощала с девичьей жизнью

- сватать ходили родители жениха

 

Репортаж

33

О родах:

 

- у самой дедушка (мамин отец) роды принимал; он младенцу пуповину перевязывал специальными нитками; послед закапывал в какое-то место 

- этот дедушка и у дочерей своих роды принимал

- если ребенок трудно выходил, то дедушка руками помогал

- когда ребенок родился,  дедушка его мыл в тазике с теплой водичкой, говорил: «Расти, милой, хороший родился, дак расти с Богом», потом заворачивал его в пеленки 

 

Репортаж

Вологодская область,

Шекснинский район,

Домшинский с/с

д. Старое Чернеево

31.07.2003.

Зап: Кузьмина Т. А.,

 Суворова Л. М.,

 Гуреева В.В.

 

 

 

 

Исп.: Суконщикова Таисья Трифоновна, 1920 г.р., зд.

 

34

О полевых работах:

 

- отец сам раньше сеял рожь; мама брала с собой дочку в поле жать смотреть, как цветет рожь; по цветкам определяли, хороший ли будет урожай

- весной сеяли яровое (ячмень, овес, пшеницу), а осенью сеяли рожь

- с 30-х годов начались колхозы, у всех забрали коров

- рожь жали серпами и ставили в суслоны

- раньше лен дергали, теребили, сушили, на овинах стелили рядами и «кичигами» околачивали

- сначала жали рожь, потом овес (в сентябре) косили косой

 

Репортаж

35

О воспитании детей:

 

- раньше люльки на очеп привязывали и деток качали, байкали

 

Репортаж

36

О престольных праздниках:

 

- в ДЕСЯТОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ после Пасхи делали гуляние, потом делали гуляние на Неопалимую Купину; ходили в чужие деревни 

- НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА (17 сентября) - престольный праздник, в деревне была часовня

 

Репортаж

37

О календарных обрядах и праздниках:

 

- ПАСХА: красили яйца

- на неделе после Пасхи варили яйца; ходили на кладбище, приносили яйца на могилу или на столик

 

Репортаж

Вологодская область,

Шекснинский район,

Домшинский с/с

д. Старое Чернеево

31.07.2003.

Зап: Кузьмина Т. А.,

 Суворова Л. М.,

Гуреева В.В.

 

 

 

 

Исп.: Головкина Анна Яковлевна, 1918 г.р., род. в д. Вотерга бывш. Чернеевского с/с

Поликарпова Евдокия Яковлевна, 1915 г.р., род. в д. Вотерга, проживает в г. Санкт-Петербург

 

38

О беседах:

 

- раньше посиделки были: собирались девки и парни, плясали «Русского»,  «Кадрель», «Заиньку», играли в «Дергача»

- игра в «дергача»: парни садились между девками, оставался один человек без пары, он садился к той девушке, которая ему нравилась; тот парень, который сидел с этой девушкой, вставал и искал себе другую пару; когда парень садился к девушке, то целовал ее

- играли в «отвёртыши»: парень и девка садились спиной друг к другу, водящий кричал: «Раз, два, три», они должны были повернуться, если поворачивались в одну сторону, то целовались

- плясали «Русского» по одному, играли в «Восьмерку», «Г†рё»

 

Репортаж

39

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: девушки ходили наряжёнными по домам, пели частушки; надевали длинное платье, фартук, лицо завешивали  

- ряженые могли петь частушки хорошие и плохие (с матюгами), девушки могли спеть плохие частушки только в Святки 

 

Репортаж

40

Интересная какая

Мать у ягодиночки,

Сына ставит высоко –

Меня ниже травиночки

 

- текст (Поликарпова Е.Я.)

 

Частушка

 

 

41

Говорят, что я бойка,

Бойкая девчоночка.

Не ходила и не буду

Провожать милёночка.

 

- текст (Поликарпова Е.Я.)

 

Частушка

 

42

Я залёточку любила

Ищё летом по теплу.

Моё серце прилипало,

Как бумажка ко стеклу.

(Поликарпова Е.Я.)

 

Частушка

 

43

У меня залётки нет,

Нет и не является,

У меня из-за него
Сердечко надрывается

(Поликарпова Е.Я.)

 

Частушка

 

44

Двадцати пяти годовая

Осталася вдовой;

До чего было невесело

Без дролечки одной.

(Головкина А.Я.)

 

Частушки

 

45

Ягодиночка поехал,

Кое-что понаказал;

Я спросила: «С кем знакомиться?»

На камень указал.

(Головкина А.Я.)

 

Частушки

 

46

Дроля в армию поехал,

Я при маме охнула;

В аккурат четыре года,

Как березка сохнула

(Головкина А.Я.)

 

Частушки

 

47

Вот и кончилась боя,

Прошли боя великие,

Да только те и не пришли,

Которые убитые.

(Головкина А.Я.)

 

Частушки

 

48

Раньше весело гуляла,

Все завидовали мной,

А теперечи приходится

Завидовать  самой.

(Головкина А.Я.)

 

Частушки

 

49

О свадебном обряде:

 

- маленьким детям бегали смотреть венчание, им «кроёное» кидали (пряники)

- на свадьбу готовили холодец, суп

- когда молодым загораживали дорогу после венчания, то они кидали кроёное (пряники)

 

Репортаж

50

О ярмарках:

 

- раньше «ярманки» были в июне, в октябре («осённая»)

- «ярманки» делали в Домшине, там торговали льном, конфетами  

- весной торговали пряниками, дулями (грушами), орехами, семечками

 

Репортаж

51

 О свадебном обряде:

 

- когда ехали с венчанья, то дружка и «полудружка» кидали кроёное, на них были красиво повязаны полотенца; дружка – мужчина, «полудружка» - женщина

- после первой ночи жених говорил своим родственникам, честная была у него невеста или нет

- после первой ночи у жениха спрашивали: «Грязь топтал или лёд ломал?»; после первой ночи молодых отправляли мыться, иначе не пускали за стол

- был дев?шник, на нем невеста плакала, «хлопалась»; невесте говорили: «За столом не поревишь, дак за столбом поревишь»

- если девушку выдавали не по любви, то она могла убежать от мужа домой

- на девишнике невеста плакала за столом; на столе была наряженная ленточками елочка; в это время девушки – подруги невесты пели песни заунывные, длинные; потом подруга невесты выводила ее из-за стола, чтобы она больше не ревела, жених уезжал домой

- на второй день свадьбы молодые ходили мыться в подполье

- на второй день свадьбы били горшок, кидали деньги 

- родители невесты через две недели после свадьбы делали «г†сьбу»; это обязательно должно быть в мёжговиньё, до Масленицы  

- раньше свадьбы устраивали в декабре, в «гов?нье» никогда не женились

- раньше невеста давала заклад жениху (кольцо, платье)

- сваты приезжали к родителям невесты и договаривались о свадьбе; жених и невеста сидели всю ночь; если невесте нравился жених, то она давала ему заклад (кольцо и платье); потом родители невесты ездили к жениху смотреть место (дом)

- сваты приезжали к родителям невесты два раза; после сватовства приезжали молиться Богу, пили чай

- невеста до свадьбы была дома

- раньше девушки выходили замуж в 18-19 лет

- рассказывали, что в каких-то местах «полудружка» разметает дорогу молодым

 

Репортаж

52

Кокушка, кокушка, скокуй, сколько мне лет жить!

 

- текст

- повтор

- повтор (интонированный текст, Головкина А.Я.)

 

Выкрик кукушке

53

Тимка-Тимошка,

Наполни лукошко,

Перевёртышком.

 

- фрагмент текста

- повтор

- повтор

- повтор (интонированный текст, Головкина А.Я.)

 

Выкрик в лесу

54

Я любила и люблю

Женатова милёночка,

Пусть походит, поревит

Евонная бабёночка.

(Поликарпова Е.Я.)

 

Частушка

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 199 >
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198