Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

ОНМЦК 11 >>> Шекснинский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 130

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 199 >
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198

 

 

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Юроченский с/с,

д. Ханёво

25.07.2003

 

Зап.: Кулев А.В.,

Кулева С.Р.,

Громова А.Н.

 

Исп.: Кокарева Мария Дмитриевна, 1918 г.р., род. в д. Прокино

 

01

О календарных обрядах и праздниках:

 

- МАСЛЕНИЦА: мужики варили пиво, приходили гости; пекли пироги; Масленицу справляли хорошо

- когда в последний день масленичной недели заговлялись, из яиц варили «силянки»

- ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК: спали, отдыхали

 

Репортаж

02

О мытье в печках:

 

- раньше бань не было, все мылись в печках

- вся семья мылась – друг после друга, могли мыться не в один день

- раньше были деревянные шайки; отец ходил с шайкой окатываться на двор

- детей тоже мыли в печках

 

Репортаж

03

О лечении:

 

- когда дети болели, брали водичку со скоб [дверные ручки], или с угла стола, что-то приговаривали; потом такой водой спрыскивали и мыли; «с угольков» воду тоже брали

- девочку «порядили» в няньки к трем детям; самая младшая девочка была «ур†шная» - все время болела, хозяйка посылала няньку к женщине, которая умела наговаривать на воду; потом ребенка такой водой спрыскивали, заворачивали в пеленку и ребенок упокаивался и засыпал

- «вёшницей» болели – человек болел весной; старик умел наговаривать от «вёшницы»

- грыжу заговаривали старухи

- скотину тоже так лечили

 

Репортаж

04

О представлениях, верованиях:

 

- раньше люди всякие были – «ото всего всё знали»

- колдуны были – тоже могли помочь, а могли и навредить; колдун для себя делал хорошо, а на другого человека – худо

- случай: в Батране сын убил мать-колдунью, чтобы больше не колдовала

- если с человеком в лесу что-то случилось, Господу молились

- все делали, благословясь; поговорка: «Без Бога – не до порога»

- раньше все перекрещивали – квашонку с тестом

 

Репортаж

05

Господи, спаси, сохрани, помилуй

Багодатной домик Господнёй.

 

- снач. комм.: когда уходишь, надо дверь перекрестить и  сказать

- текст

 

Молитва перед уходом из дома

06

Спаси, Господи, на севодняшную ноченьку Господнюю

Рабу Божью Марию.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа

Ныне и присно и во веков. Аминь

 

- снач. комм.: когда спать ложишься, надо сказать

- текст

- комм.: когда просыпаешься, то просишь «на севодняшной день Господнёй»

 

Молитва перед сном

07

О календарных обрядах и праздниках:

 

- ПАСХА: бывает «разно» - в разное время, «по мёжговинью»

- раньше ходили в церковь, целую ночь стояли

- отец ходил в церковь, а мать оставалась «обряжаться»; когда семья приходила из церкви, пироги были готовы; все разговлялись – разрезали одно яичко на всю  семью

- «божатко» и «божа» [крестные] давали детям яички

 

Репортаж

08

О крестинах, о детском воспитании:

 

- когда крестили ребенка, обязательно надо было, чтобы были «божа» (крестная – главная для девочки) и «божатко» (крестный – главный для  мальчика)

- возила крестить ребенка в Гаютино за 20 км; батюшка крестил ребенка дома

- детей уговаривали, укладывали, байкали

 

Репортаж

09

Об играх:

 

- на земле делали ряд «луночек» и катали через них мяч; катали руками, мячик останавливался в «луночке»

- «в цыбы»: делали «тычечку» [палочку], а на нее вешали «муху» [палочка «с носочком»], потом издалека сшибали «муху» «бадогом»; дети звали друг друга: «Робята, пойдёмтё в цыбы играть»

- «по-за кругу»: палкой обводили (чертили) большой круг, бегали – один человек в кругу, а другие – за кругом, от стоящего в кругу прятали мячик («в пазухе») и мячиком кидали в него; если игрок не попадет мячом в игрока, стоящего в кругу, то становится вместо него в круг; если стоящий в кругу, поймает мячик, то он из круга выходит; так играли летом на улице

 

Репортаж

10

О качании на качелях:

 

- на «гачулях гачались»: качели были высокие, качались все – и взрослые тоже

- качели были на веревках, раскачивали качели – по веревкам поддавали кольями, так высоко получалось, что боялись, что «до неба полетишь», «вымахывали люто эдак»

- были деревянные качели «на валках»: наколачивали жерди, была беседка, качели «махалися»

- два человека стояли – один на одном краю качели, другой на другом – и «вымахивали», чтобы «махалася гачуля», «поддавали»; могли качаться без парней

 

Репортаж

11

На гачулюшке гачалась,

Не боялась высоты.

Дроля выхватил гребёлочку

Из русой косы.

 

- текст

 

Частушка на качелях

12

Дождик, дождик, перестань,

Я поеду в Ганестарнь

Богу молиться,

Христу поклониться.

У Христа сирота

Отворяёт ворота

Ключком-замочком

В беленьком платочке.

 

- текст

 

Закличка на дождь

13

Радуга-дуга,

<>

Дай солнышка

Из-под брёвнышка.

 

- фрагмент текста

 

Закличка на радугу

14

Дождик, дождик, перестань,

Я поеду в Ганестарнь

Богу молиться,

Христу поклониться.

У Христа сирота

Открывает ворота

Ключком-замочком

В беленьком платочке.

 

- текст

 

Закличка на дождик

15

Караводы-мараводы, да

Городитё огороды да.

 

- фрагмент текста

- коммю.: «плели всякую всячину»; маленькие дети пели и играли; как-то брались за руки и «кружлялись»

 

Игровая

 

 

 

 

 

 

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Угольский с/с,

д. Осютино

26.07.2003

 

Зап.: Кулев А.В.,

Кулева С.Р.,

Каданцева О.А.,

Каданцев А.Ф.,

Кулева М.А.,

Гуреева В.В.

 

Исп.: Смирнова Евдокия Ивановна, 1912 г.р., род. – д. Марьино

 

16

Ты прошчай, наша голубушка,

Милая наша подружен(и)ка.

Ты прошчай, наша голубушка,

Милая наша подружен(и)ка.

Приходила вечер свахонька

Нахвалила чужу сторону.

Приходила вечер свахонька

Нахвалила чужу сторону.

 

- проба напева (соединяет фрагменты двух текстов), далее – текст в пересказе

 

Свадебная

17

Приходила вечер свахонька

Нахвалила чужу сторону.

Приходила вечер свахонька

Нахвалила чужу сторону.

 

- проба напева (текст путает)

 

Свадебная

18

На родимую-то сторонку

Шибко ноженьки бегут.

Все посохлые берёзоньки

И те ровно цветут.

 

- проба напева

- комм.: девушки сидели за столом и пели «припевки»

 

Частушка на свадьбе

19

О свадебном обряде:

 

- девушки садились за стол, приносили ёлку, невесту приводили и сажали «на уголок» [за стол], она плакала, а девушки пели

- подруга мыла невесту в печке, потом сразу выводила ее под ручку и говорила: «Садись за стол», тут девушки начинали петь песню «Ты прощай, наша голубушка»

 

Репортаж

20

Ты прошчай, наша голубушка,

Милая наша подруженька.

Приходила вечер свахонька

Нахвалила чужу сторону.

 

- текст (соединяет фрагменты двух текстов), далее – в пересказе

 

Свадебная

21

До свиданья, мои подруженьки,

У мня топерь будет семья,

Будет муж, будут дети.

 

- снач. комм.: невеста прощалась с подругами

- текст в пересказе

 

Свадебное причитание невесты

22

На родимую-то сторонку

Быстро ноженьки бегут.

Все посохлые берёзоньки

И те ровно цветут.

 

- текст

 - комм.: так говорила невеста

 

Частушка на свадьбе

23

О свадебном обряде:

 

- невеста была закрыта платком и плакала, а девушки сидели кругом стола

- раньше причётальницы были; невеста выходила на вечерней [заре -?], приходила старушка и причитала, всё «упричитывала»

- когда невесту выведут за стол, она «на уголке» [стола] плакала, ей говорили: «Поплачь, поплачь, милая. За столом не поплачешь, дак за углом поплачешь. Надо плакать люто»

 

Репортаж

24

Ой, мамонька,

Ой, куда ты миня отдаёшь-то?

Ой-и-и-и-и! Ой-и-и-!

Куда ты миня отдаёшь-то?

Свекровь-то там лихая,

Поля-о там большии.

 

- текст (в пересказе)

- комм.: невеста плакала «во всю головушку»

 

Свадебное причитание невесты

25

Прошчайте, милые подружки,

Я топерь уж к вам  ни буду с вам ходить.

 

- текст (в пересказе)

 

Свадебное причитание невесты

26

Приходила вечор(ы) свахон(и)ка,

Нахвалила чужу сторону.

Приходила вечор(ы) свахон(и)ка,

Нахвалила чужу сторону.

 

- проба напева

- повтор (проба)

 

Свадебная

27

Не от ветру, не от вихарю.

Ты прошачай, наша голубушка,

Милая наша подруженька.

Приходила вечор(ы) свахон(и)ка,

Приходила вечер свахон(и)ка.

 

- проба напева (соединяет фрагменты нескольких текстов)

- комм.: «Не от ветру» пели на второй день перед тем, как ехать на венчание, когда в дом заходил жених

 

Свадебная

28

[Не красивая] сосна –

Красивой подсосёночёк.

Не красивая сама –

Красивой помилёночёк.

 

- текст

 

Частушка

29

Над рекой стоит ребина,

Кисти падают ко дну.

Был хороший сероглазый,

Да любил, гыт, не одну.

 

- текст 

частушка

 

 

 

30

Дожжик, лей, дожжик, лей

На миня и на людей.

Дождичок погушше –

На улочке получше.

 

- интонированный текст

- напев

- повтор напева

 

Закличка на дождь

31

Дожжик, дожжик, пирестань,

Я поеду в манастырь

Богу молиться,

Христу поклониться.

У Христа-та сирота

Открывала ворота

Ключиком-замочком,

Шёлковым платочком.

 

- напев

 

Закличка на дождь

32

Об играх:

 

- делали круг, все бегали по-за кругу, а ребята ловили

- играли «огорелым»: все вставали по парам, задняя парочка бежит, а ребята ловили

 

Репортаж

33

<>

Берег с берегом сошлись,

Мы ничаянно с милёночком

Навеки розошлись.

 

- текст

 

Частушка

34

О беседах и играх:

 

- «Заинькой» играли: вставали четыре пары (парни с девушками), парень плясал, потом всех проводил под ручку кругом;

- играли на беседах зимой, девушки пряли, приходили на беседы с прялками

- ребята приходили с гармошкой

- дома ругали, если девушка ничего не напряла на беседе

- девушки плясали «по одинке»

- была «санопрядка» - ее ногой «дерьгали», «ходко» получалось прясть

- играли «шестеркой»

- парни шутили, поджигали куделю

 

Репортаж

35

О календарных обрядах и праздниках:

 

- РОЖДЕСТВО: раньше старушки наряжались, ходили «наряженным», приходили, где есть гармошка, и плясали; наряжались в мужское

- девушки наряжались «милосердной сестрой»: черное платье, в платочке, на груди фартук с красным крестом

- раньше «мелко» дробили, девушки плясали под гармошку\

- раньше зимой все пряли лен, а весной – ткали

 

Репортаж

36

О полевых работах:

 

- об обработке льна: лен выдергивали, давали выстояться, сушили на овине, потом семя льняное околачивали «кич?гам», потом вывозили на луга стлать, потом снимали, ставили «бабочки», завязывали «вязки», потом «садили» на овин, мяли на мялке, трепали, вычесывали щеткой, потом пряли

- чтобы спина не болела, «кувырялись» на лугу, когда гремел первый гром (в апреле)

- когда были последние «дожинки», последний маленький снопик приносили в избу, ставили под иконы, он стоял несколько дней, потом его убирали на чердак, там он стоял до Егорьева дня

 

Репортаж

37

О скотоводческих обрядах:

 

- ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ – «коровий праздник»

- была икона Егория, она стояла на дворе над дверьми, отец с этой иконой обходил всю скотину

- мать навечерне пекла хлеба «коровай»

- отец вставал очень рано утром, всей скотине по горсточке давал последний снопик; потом отец брал топор, рубил «коровашик» на мелкие куски и каждой скотинке давал по кусочку, яичко [из «коровая»] брал себе; потом обходил всю скотину с иконой

- скотину отпускали в поле, пастух обходил скотину в поле, чтобы зверь «не похитил» скотину

- в середину «коровая» клали яичко, оно запекалось, его себе брал хозяин и съедал его дома; «коровай» хозяин рубил топором и давал всей скотине

 - в поле каждый хозяин гнал свою корову; коровы после зимы бодаются, поэтому хозяева разгоняли их

- скорлупу от съеденного яйца хозяин кидал курицам

 

Репортаж

38

О календарных обрядах и праздниках:

 

- ПАСХА: батюшка ходил по домам с молебном, ему за это дарили яйца, сторож носил за ним корзинку для яиц; батюшка христосовался с каждой женщиной; говорили – «ходил с святом»

- зимой тоже батюшка ходил «со святом» по домам, ему давали лукошечко овса

- ПАСХА: ребятишки бегали, собирали крашеные яйца; приходили из церкви рано утром, христосовались дома и ложились отдыхать; маленьким детям «не терпится», они бежали рано за яйцами ко своим (родственникам); тетка давала ребенку крашеное яичко, он говорил: «Спасибо, божа» [крестная]

- яйца красили красками, луковой шелухой

- красили яйца и пекли пасху с изюмом навечерне, на пасхе писали «Христос воскресе»

- после церковной службы все разговлялись – разрезали одно яичко на всех

- ВЕЛИКИЙ ПОСТ: мясного ничего не давали; в Середокрестье (была ярмарка) и в Благовещьев день разрешали скоромное

- БЛАГОВЕЩЕНЬЕ: поговорка: «Красная девиця косы не плетёт, а птичка гнездышка не вьёт»

- ВЕЛИКОДЁННЫЙ ЧЕТВЕРГ: ходили в церковь; мама отстригала у всех животных хвостики – у курицы отстригнёт и в гнездышки положит, чтобы курицы ходили домой и клались, у коровы отстригала, у лошади отстригал отец

- ПЯТНИЦА ВЕЛИКАЯ – это мученица

- ПАСХА – самый хороший праздник, гуляли целую неделю, не работали

- СВЯТКИ: девки ходили гадать на гору к д. Марьино, стали зачерчиваться, в это время кто-то закричал: «Гады, гады», девки испугались и убежали

- бабушка сказки рассказывала «Про мидвидя»

 

Репортаж

39

[Сказка-при]казка,

Прикована коляска

К ситу-бриту,

К осинову корыту.

 

- текст

 

Потешка

40

Баю-баюшки-баю,

Тибя спати укладу.

Всё укладывая, уговариваю.

Спи-ко, милоё дитё,

На дорожке найдено

И медком помазано,

Цёловать приказано.

Баю-баю-баюшки,

Спи-ко, милой в баюшке.

 

- снач. комм.: бабушка байкала ребятишек

- комм.: бабушка детей «гачала»

 

Колыбельная

41

Сказка-приказка,

Прикована коляска

К ситу-бриту,

К осинову корыту.

 

Потешка

42

[Баю-баю-ба]юшки,

Не лёжися на краю,

Придёт серенький вол(ы)чок,

Тибя схватит за бочок.

Уташшит тибя в лесок

Закопаёт ву песок.

Баю-баю-баиньки,

Прилетали гуленьки.

А стали гули вурковать,

Стал мал(и)чишко засяпать.

Баи-баи, баю-бай.

 

Колыбельная

43

Шчо у церкви звонят,

У Миколы звонят.

Шчо у старова Егора

Часы говорят.

Баю-баю-баюшки, да

Прилетали галушки.

Стали галки ворковать,

Стал мальчишко засыпать.

Баи-баи-баеньки.

 

Колыбельная

44

Баи-баи-баеньки,

Спи-ко, милой, в баеньке.

Придёт серенькой волчок,

Тибя схватит за бочок.

Поташшит в зелёной сад.

Закопаёт во песок.

Баюшки-баю,

Тибя спати укладу.

Всё укладываю,

Уговариваю.

Баи-бай.

Баю-баю-баюся,

Как я с милым маюся.

 

Колыбельная

45

Раз, два, три, четыре,

Миня в городе учили.

Не писать, не читать,

Только по полу скакать.

А я скакала да скакала,

Сибе ногу изломала,

И пошла за дохтуром.

Дохтур едет на коне,

Балалайка на спине.

Раз, два, три, четыре,

Миня в городе учили.

 

- комм.: припевали ребяткам «припевочки»

 

Потешка

46

Провожала дорогова до вокзала.

Проводила – жалко стало.

До машины паровой,

Воротись, любый, домой.

 

Поздняя

47

Раз, два, три, чатыре,

Миня в городе учили.

Не писать, не читать,

Только по полу скакать.

А я скакала да скакала,

Сибе ногу изломала,

И пошла за дохтуром.

Дохтур едет на коне,

Балалайка на спине.

Раз, два, три, четыре,

 

- комм.: укладывали детей, «сбирали» им

 

Потешка

48

О родильных обрядах, о детском воспитании:

 

- детей дома рожала

- говорили, что перед родами надо нагреться на печке, чтобы легче родить; у роженицы пошла кровь из-за этого

- рожала на сенокосе

- раньше аборты не делали

- послед закапывали, свекровь убирала

- бабушка «пуплинку» перевязывала, мыла ребеночка в печке; детей бабушка мыла каждый вечер в печке

- новорожденного заворачивали и клали на печку, чтобы ему было не холодно

- ребенка пеленали в пеленку, чтобы он не царапал сам себя

- был пеленальник (широкий пояс), пеленали крест-накрест, всего с ручками и ножками пеленали, ручки и ножки распрямляли

- ребенка «гачали» в зыбке «на очапу»

- сначала малыша клали на кровать, чтобы спокойнее спал с матерью

- кормили грудью

- мальчик заболел; у одной бабушки была икона, на которой было «много-много богов»; бабушка три раза обливала эту икону водой, потом мать этой водой умывала мальчика, ему стало получше

 

Репортаж

49

Девки, Маслинца проходит.

Настаёт Великой пос[т].

Сидит кошка на окошке,

Вышиваёт сибе хвос[т].

 

- проба напева

- комм.: собирались в Масленицу и пели

 

Припевка на Масленицу

50

О календарных обрядах и праздниках:

 

- МАСЛЕНИЦА: раньше все ребята и девки прощались

- была «маслешная» неделя, последнее воскресенье – заговенье перед Великим постом

- девки и ребята собирались, играли на гармошке; перед тем, как расходиться домой, прощались друг с другом; до самой Пасхи парни и девушки не встречались, никуда не отпускали

- СЕРЕДОКРЕСТЬЕ: была ярмарка

- МАСЛЕНИЦА: когда Масленица сгорит, молодежь собиралась в доме

- СЕРЕДОКРЕСТЬЕ: отпускали молодежь погулять на ярмарку; все мужчины в деревне были мастеровые, делали для ярмарки на продажу, торговали пряниками; ребята и девки гуляли вдоль торговых рядов, на гармошке играли

- ПОСТ: на гармошке не играли, ели все постное

- ПАСХА: разговлялись; когда отец приходил из церкви, мама разрезала одно яичко на части и всем давала

 

Репортаж

51

О молодежных гуляниях, драках:

 

- раньше были гармонисты в деревне

- ПЕТРОВ ДЕНЬ: много народу собиралось на гулянку, много гармоней играло

- раньше дрались «больно лют†»,  однажды за один праздник убили двух человек

- девушка уводила приглашенных девушек (подруг) к себе в гости; по пять-шесть девок приводила в дом чай пить; эти девушки тоже приглашали к себе, когда праздник был в их деревне; когда замуж вышли, также бабы приглашали друг друга в гости

- в ИВАНОВ ДЕНЬ: ходила в другую деревню к знакомым девушкам в гости

- раньше люди угощали друг друга, помогали друг другу

 

Репортаж

52

Частушки с наигрышем «под язык»:

 

Думала, шчо ни заплачу,

Об любове никогда.

Покатились мои слёзы,

Шчто по зерьгалу вода.

 

Не хади и ни желаю,

Мой не верненький дружок,

Ак моё серьце ни завянет –

Ни зилёненький лужок.

 

- комм.: бабам «играла языком»

 

Наигрыш «под язык» с частушками

53

Об исполнении песен и плясок на сенокосе:

 

 - жена на сенокосе косила сзади мужа, песни пела и «всяко топала» – плясала

- во время сенокоса в соседней деревне кто-то играл на гармошке, женщина услышит и пляшет на сенокосе под гармошку

- жали «внаклонку», ничего не пели

 

Репортаж

54

Об обходе дома во время пожара:

 

- от пожара Е.И. обходила с иконой (Казанской Божьей Матери) кругом своего дома, стоящего рядом с горящим, потом прошла с иконой в другую сторону от дома  – ветер повернулся и подул в другую сторону, куда пошла с иконой; «отвода сделала»

- при обходе говорила: « Господи, сохрани мой домик, отведи ты от него»

Репортаж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 199 >
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198