Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

ОНМЦК 11 >>> Шекснинский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 116

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 199 >
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198

 

 

Вологодская область,

Шекснинский район,

Чуровскийс/с

п. Береговой

27.07.2003.

 

Зап.: Глушкова Т. Н.

Кукушкин А. В.

Кулева М. А.

Исп.: Разумеева Капитолина Васильевна, 1931 г.р., род. в д. Рублево

Разумеев Николай Иванович, 1928 г.р., род. в д. Мокрица

Кудряшова Тамара Сергеевна, 1940 г.р., род. д. Мокрица, проживает в Тверской области

 

01

О лечении:

 

- если корова болела «стригущим лишаем», то приходили к знахарке, она обводил больное место сырым яйцом, и все проходило  

- были бабушки, которые помогали находить пропавшую скотину

 

Репортаж

02

Дождик, дождик, пуще,

Будет травка гуще;

Дождик, дождик веселей,

Будет травка зеленей.

 

- интонированный текст (Кудряшова Т.С.)

- повтор (интониров. текст)

 

Закличка на дождь

03

Дождик, дождик, перестань,

Я поеду в Верестань,

Богу молиться,

Христу поклониться.

Ключики-замочики,

Шёлковы платочики.

 

- текст

- комм.: дети бегали «по дождю»

- повтор текста

- комм.: так кричали, когда начинался дождь

- повтор (напев), окончание – текст  (Кудряшова Т.С.)

 

Закличка на дождь

04

Дождик, дождик, дождик, лей!

На меня и на людей,

На людей по ложке,

На меня по крошке,

А на Бабу Ягу.

Лей по целому ведру

 

- декламационный напев (Кудряшова Т.С.)

- комм.: дети бегали, кричали

 

Закличка на дождь

05

Радуга-дуга,

Не жалей дождя,

Жалей солнышка,

Колоколнышка!

 

- интонированный текст (Кудряшова Т.С.)

 

Закличка на радугу

06

Раз, два, три,

Наверно, это ты.

 

- текст (Разумев Н.И.)

 

Считалка

07

Сказка-приказка,

Прикована коляска,

К ситу, к бриту,

К новому корыту.

 

- фрагмент текста

 

Детская потешка

08

- Аты-баты, шли солдаты,

- Аты-баты, на базар.

- Аты-баты, что купили?

- Аты-баты, самовар.

 

- текст (Кудряшова Т.С.)

- комм.: на последних словах выходил человек; это рассказывали уже позднее

 

Считалка

09

Вышел месяц из тумана,

Вынул ножик из кармана:

- Буду резать, буду бить,

Все равно тебе водить.

 

- текст (Кудряшова Т.С.)

 

Считалка

10

Сказка-приказка,

Прикована коляска,

К ситу, к бриту,

К новому корыту.

 

- фрагмент текста

 

Детская потешка

11

- Фима-коза,

Лубяные глаза,

Где ты была?

- Коней пасла.

- Где твои кони?

- Волк увел.

 

- текст (Кудряшова Т.С.)

- комм.: рассказывал папа в детстве

- повтор текста

 

Детская потешка

12

Баю, баю, баю, бай,

Приходил ко мне Бабай.

Я Бабая бадогом,

Побежал Бабай бегом.

 

- текст (Разумев Н.И.)

 

Колыбельная

 

13

Баю, баюшки, баю,

Не ложися на краю,

Придёт серенький волчок,

Схватит тебя за бочок.

 

- текст (Разумеева К.В.)

 

Колыбельная

14

Баю, баю, баю, бай,

Приходил ко мне Баб?й.

Я Бабая бадогом,

Убежал Бабай бегом.

 

- текст (Разумев Н.И.)

 

Колыбельная

15

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать,

Стал малышка засыпать.

 

- текст (Кудряшова Т.С.)

- повтор текста

- повтор (проба напева)

 

Колыбельная

16

Раз, два, три, четыре,

Меня грамоте учили,

Не читать, не писать,

Только по полю скакать.

Я скакала да скакала,

Себе ноженьку сломала.

 

- текст (Кудряшова Т.С.)

- комм.: дети скакали, бегали и говорили эти слова

 

Плясовая

 

17

О качелях:

 

- на деревья весили веревки с доской и качались, получались качели; «солнышком» качались на других качелях, с широкой доской; у качелей были поручни, иначе можно было упасть

- были большие деревянные качели с «люлькой», они вмещали по 4 человека;

- делали «доску»: ставили бревно, а на него доску; один человек стоял на одном конце качели, другой – на другом, прыгали

- начинали качаться летом

 

Репортаж

18

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

 

- текст

 

Считалка

19

Об играх:

 

- играли в «Ручеек», когда учились в школе

- играли в «Ухалом», т. е. ухали: было две партии, одна спрячется, ухнет, а вторая партия должна была их искать; после того, как спрячутся один раз кричали: «Ух!»

 

Репортаж

20

У! Дедка! Где ты?

 

- интонированный текст

- повтор

- повтор (Разумеева К.В.)

 

Ауканье в лесу

 

21

О представлениях, верованиях:

 

- рассказ о том, как мужчина в лесу заблудился, его не могли найти

- рассказ о том, как саму в лесу «водило», мысленно обращалась к Богу: «Господи, помоги выйти, выведи на дорожку» 

- прежде чем зайти в лес, читает молитву «Отче наш»

 

Репортаж

22

Тимка-Тимошка,

Наполни лукошко

Вверх да стогом,

Бараньим рогом.

 

- текст (Разумев Н.И.)

- комм.: заходили в лес, кидали лукошко и кричали; если лукошко упадет кверху дном, значит, грибов не насобираешь 

- повтор

- повтор (Разумеева К.В.)

 

Выкрик в лесу

23

О представлениях, верованиях:

 

- на первый гром кувыркались через голову, чтобы спина не болела

 

Репортаж

Вологодская область,

Шекснинский район,

Чуровский с/с

д. Речная Сосновка

27.07.2003.

Зап.: Глушкова Т. Н.

Кукушкин А. В.

Кулева М. А.

 

 

 

 

Исп.: Громцева Евдокия Петровна, 1924 г.р., зд.

 

24

О представлениях и верованиях:

 

- как только родится ребенок, надо было сразу его покрестить

 

Репортаж

25

О престольных праздниках:

 

- в д. Речная Сосновка престольными праздниками были Кузьма и Демьян, Богослов, Казанская Божья Матерь

- на престольные праздники собирался народ со всех деревень – из д. Лысково, из-за реки (из д. Анисимово); плясали, веселились – «захлебнется весельем деревня»)

- на праздники варили пиво в корчагах; пекли по 12 пирогов – с картошкой и сметаной, с рыбой; варили ржаные кисели с молоком

- на праздники приезжали в гости родственники; могли гулять по две недели; в праздник сначала ходили в церковь, причащались;

- ходили в часовню на молебен: в Рождество, Пасху, Казанскую,

- говели на страшной неделе

- в праздники ходили в церковь, молились Богу и жили хорошо

 

Репортаж

26

О, Боже мой, благодарю

За то, что дал моим очам

Мне видеть мир,

Твой вечный храм.

 

- текст

 

Псальм

27

Дай усталой главою склониться,

Матерь Божья, мне пред тобой;

Дай горячей молитвой забыться.

 

- текст

 

Псальм

28

Мира заступница, Матерь всепетая,

Я пред тобою с мольбой.

Вешную бедную, мраком одетую,

Ты благодатью прикрой.

 

- текст

- комм.: стихи знает от верующей старушки

 

Псальм

29

Отче Наш, иже еси на небесе!

Да святиться имя Твое,

Да приидет царствие Твое,

Да будет воля Твоя.

 

- текст

 

Молитва

30

Верую во единого Бога Отца Вседержителя,

Творца небу и земли,

Видимым же всем и невидимым,

И во единого Господа Иисуса Христа

Сына божьего.

 

- текст

 

Молитва

31

Ты слышишь райские напевы,

То в небе ангелы поют,

Родился Божий Сын от Девы,

Ему хвалу все воздают.

 

- текст

 

Псальм

32

Скажи нам, Учитель, когда это будет,

Пока вместе с нами живешь.

Скажи нам, Учитель, когда это будет,

Когда ты во славе придешь.

 

- снач. комм.: дедушка был очень верующий, жил в «пустыне», каждое утро ходил в церковь, его ученики спрашивали

- текст

- комм.: эти все стихи христианские

 

Псальм

33

Матерь Пресвятая,

Утри слезу с лонит, 

От бед изнемогая,

Душа моя скорбит.

 

- текст

 

Псальм

34

О скотоводческих обрядах:

 

- ЕГОРИЙ (6 мая): выпускали коров на пастбище, приезжал батюшка и «святил» скотину

- батюшка обходил дом

 

Репортаж

35

О календарных обрядах и праздниках:

 

- РОЖДЕСТВО: хозяева ходили вокруг дома со свечкой и иконой Тихвинской Божьей Матери

- ПАСХА: мама шила всем детям новые платья; дети брали крашеные в разные цвета яйца и менялись друг с другом

- яйцами стукались; яйца красили луковой шелухой, чернилами

- ходили в церковь, часовню; разговлялись пирогами со сливками, со сметаной, с творогом, ели яйца, топленое молоко; пекли «паску»

 

 Репортаж

Вологодская область,

Шекснинский район,

Чуровский с/с

д. Речная Сосновка

27.07.2003.

Зап.: Кукушкин А. В.

Глушкова Т. Н.

Кулева М. А.

 

 

 

 

Исп.: Виноградова Зоя Руфовна, 1920 г.р., род. в д. Малинуха

 

36

О престольных праздниках:

 

- в д. Малинуха престольным праздником был Егорьев день, а в д. Речная Сосновка – Кузьмодемьянов день

 

Репортаж

37

О календарных обрядах и праздниках:

 

- МАСЛЕНИЦА: катали на «беговых» лошадях по дороге вокруг деревни, катали взрослых и детей по очереди, по группам

- Масленицу жгли около реки; ходили по домам, собирали на костер корзины, бочки, делали «куклу»; бегали вокруг костра; ребята прыгали через костер

 

Репортаж

38

О скотоводческих обрядах:

 

- ЕГОРИЙ: ходили на реку, на пожню, гуляли по берегу с гармошкой, песни пели, танцевали

- Егорий – это больше «конский праздник»; отмечали, чтобы скот не падал

- сначала скотину обходили дома, потом приносили икону с чуровской церкви и обходили скотину

- если священника просили обойти скотинку дома, то он заходил

- скотину выгоняли вербой, с иконой; потом эту вербу кидали в реку

- ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ: вербу рвали вечером перед Вербным воскресеньем

 

Репортаж

39

О календарных обрядах и праздниках:

 

- ПАСХА: яйца собирали; дети приходили, говорили: «Бабушка, Христос Воскрес», им подавали яйцо и говорили: «Воистину воскрес», стукались яйцами

- утром молились, потом разговлялись яйцами, пекли «пасху»

 

Репортаж

40

О полевых работах:

 

- раньше серпами жали

- сажали на овин, молотили; овес и ячмень «коням топтали», выкладывали кругом и по кругу гоняли коней

- молотили в четыре цепа

 

Репортаж

41

Показ ритма при молотьбе в четыре цепа

 

Ритм при молотьбе

42

О беседах:

 

- в Святки, с Рождества до Крещения, делали беседы, собирались с прялками; на беседы приходили из других деревень 

- чтобы снять избу, договаривались с хозяином большой избы; за беседу рассчитывались тем, что мыли на Пасху избу

- играли на гармони, плясали «Русского», «Четверку», «Восьмёрки»

- ходили в «Горе»: парень просил позвать для него девушку в «Горе», они сидели в темноте за занавеской, на скамейке; потом девушка звала этому парню другую девку 

 

Репортаж

43

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: на беседы ходили ряженые, рядились медведем, «разным чудищем»: выворачивали шубу, завешивали лицо; ряженые пугали детей, они ходили по домам

 

Репортаж

44

О воспитании детей:

 

- раньше детей байкали, играли в «ладушки»

 

Репортаж

45

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- раньше бабушки причитали над покойником; причитали в доме и на кладбище; бабушка своей умершей дочке причитала, что рано ушла, деточек оставила

- поминальные дни: 9-й, 20-й, 40-й дни; считается, что душа покойного до 40-го дня был еще дома; в 40-й день делали поминки, после поминок выходили из дома и провожали «духа» за деревню, это означало, что после проводов «он» ушел на небеса

- на поминках наливали стакан и накрывали куском хлеба или пирога; он стоял до 40-го дня; до 40-го дня вешали черную ленточку на углу дома

- сначала на могиле делали временный крест, потом ставили памятник, могли крест навсегда оставить

- годину отмечали

- обмывать покойника звали бабушку, с ней рассчитывались платками; воду, которой обмывали покойника, выливали на кустик там, где никто не ходит

- старые люди просили, чтобы им в гроб клали стружки от гроба, а не вату; еще в гроб клали листья от веников; стружки от гроба сжигали или в печке, или на грядах

- головой покойника клали к переднему углу; по углам гроба ставили свечки, иконку клали на грудину; мужчин одевали в костюм и рубашку, на ноги – носки и ботинки, женщинам – чулки и ботинки; обувь обязательно должна быть новая

- когда покойного хоронили, в руку ему давали «проходную», без нее его не пустят на тот свет, надевали бумажный веночек, его брали в церкви

- до 40-го дня поминали: «Упокой, Господи, душу <имя>», а после 40-го дня: «Помяни…»

- когда хоронят, кидают в могилу мелкие деньги и носовые платочки

- когда покойного увозили хоронить, в доме мыли полы; слышала, что надо было стол и стулья «кувыльнуть», но сами так не делали

- когда покойника везли на кладбище, то кидали еловые лапки, ими выстилали дно могилки, гроб в машину ставят тоже на еловые лапки

 

Репортаж

46

Тимка-Тимошка,

Наполни лукошко!

Вверх стогом,

Бараньим рогом.

 

- снач. комм.: когда ходили в лес за грибами и ягодами, то кричали

- текст

- комм.: когда крикнут, бросали корзину за спину: если корзина встала, значит полную наберешь, если боком упала, значит мало наберешь

- повтор текста

 

Выкрик в лесу

47

У-у! Лёшка, у-у!

 

- снач. комм.: в лесу «укались», если кто отстал

- текст

 

Уканье

48

Дождик, дождик, дождик, лей!

На меня и на людей.

На меня по крошке,

А на людей по кружке.

 

- текст

 

Закличка на дождь

49

Дождик, дождик, перестань!

Я поеду в Арестань,

Богу молиться,

Христу поклониться.

У Христа сирота

Открывает ворота.

 

- текст

 

Закличка на дождь

Вологодская область,

Шекснинский район,

Чуровский с/с

д. Речная Сосновка

27.07.2003.

Зап.: Кукушкин А. В.

Глушкова Т. Н.

Кулева М. А.

 

 

 

 

Исп.: Данилова Лидия Федоровна, 1928 г.р., зд.

Иванова Фаина Сергеевна, <…> г.р. (с № 54)

 

50

О престольных праздниках:

 

- здесь престольные были: Никола (зимой), Богослов (осенью) и Кузьма-Демьян (14 июля); приходило много людей, приезжали гости, гостили летом по 2 дня, зимой – по 3 дня

- летом мужики собирались «выгороды городить», мать говорила: «Сегодня мужики гуляют», велела детям идти за отцом, чтобы привести его домой с праздника, дочки, пока вели его, просили у него подарки: ботинки, платье, шаль

- на праздники тушили мясо, варили щи, холодец, сусло варили и хлебали с овсяным киселем, капусту, огурцы делали, пиво варили; для подростков мама варила «дрожжен?к» – не хмельное пиво, для мужиков варили другое пиво – с хмелем

 

Закличка

51

Аленький цветочик,

Зачем ты, зачем рано расцвел?

Миленький дружочик,

Зачем, ты зачем ходить отстал?

 

- снач. комм.: мать сильно болела, но все равно ее приводили в праздники за стол, чтобы она запела эту песню

- фрагмент напева

- комм.: пели песни про Сибирь, про каторжан

 

Поздняя лирическая

 

52

О беседах:

 

- раньше на беседы ходили с прялками и вязаньем; позже стали ходить на беседу без работы

- плясали «Русскую», «Кадриль»;

- очень давно старые женщины плясали «в кружке», почти не шевелились, «чуть-чуть двигались», в руке держали белый платочек, плясали не по одной

 

Репортаж

53

Об исполнении частушек:

 

- раньше «всяко упевали», в частушках «высказывали неприятность»

- частушки пели «коротко» и «в растяжку»

- пока шли на беседу в другую деревню, пели

- ребята пели частушки с «картинками» – с матюгами

 

Репортаж

54

По Советскому ходила,

Потеряла ридикуль.

Потеряла да и сказала:

«А на кой он мене х… ?»

 

- текст (Иванова Ф.С.)

 

Частушка

55

Задушевная плясала,

Я на выручку пошла.

Только я тебя, подруга,

По характеру нашла.

 

- снач. комм.: так на пляску вызывали

- текст

- интонированный текст (Данилова Л.Ф.)

 

Частушка

56

Гармонисту, гармонисту,

Гармонисту надо дать.

На коленочки платочик,

Чтобы штаники не рвать.

 

- текст

 

Частушка

 

57

Под пляску

 

- снач. комм.: играли так, если не было гармониста; сейчас так «играет» ребятишкам

- продолжение наигрыша с припевкой:

 

Тита-тита, тита-та,

Вышла кошка за кота,

За Кота Котовича,

За Якова Петровича.

 

- комм.: так «играла», чтобы детишки плясали

 

Наигрыш «под язык» с припевкой

58

- Фима-коза,

Лубяные глаза,

Где ты была?

 

- фрагмент напева

 

Детская потешка

59

Баю, баюшки, баю,

Не ложися на краю,

Придет серенький волчок,

Тебя схватит за бочок.

 

- текст

- напев

 

Колыбельная

60

- Ладушки, ладушки,

Где были?

- У бабушки

- Чево пили, или?

 

- фрагмент текста

 

Детская пестушка

61

Об играх:

 

- играли в «сбую», лапту

- на «сбую» вставало две команды, одна из команд кидает мячик, а вторая должна его поймать

 

Репортаж

62

О календарных обрядах и праздниках:

 

- в мае ходили на реку на «маёвки», делали гуляние, прыгали через костры, парами ходили

- ЕГОРИЙ был «обещанным» праздником; гуляли на пожне у реки, жгли костры; на гуляниях собиралась только молодежь

 

Репортаж

Вологодская область,

Шекснинский район,

Ершовский с/с

д. Игнатовская

28.07.2003.

Зап.: Кузьмина Т. А.

Рейзнек С. Г.

Громова А. Н.

 

 

 

 

Исп.: Николаева Аполлинария Алексеевна, 1933 г.р., род. в д. Соболево Ягановского с/с Череповецкого р-на

 

63

О престольных праздниках:

 

- у каждой деревни были «взятые» праздники; здесь праздновали Казанскую, Кириков день, Ильин день

- эти праздники начали отмечать «из-за скотины»; на праздники делали гуляния, плясали, гуляли ночью, а прежде только днем

 

Репортаж

64

О традиционной пище:

 

- сначала жали, потом колотили, мололи, а потом варили «зав?ру», пекли пироги

 

Репортаж

65

О скотоводческих обрядах:

- [если корова не ходила домой] [1], барабанку (доску) привязывали к рогам, чтобы глаза у коровы не видели, только вниз было видно

-  сейчас сами пасут, без пастуха, а раньше пастухи вешали барабанку себе на шею, шли по деревне и «брякали»

- в других местах были рожки из бересты, «труб?ли» в рожок; в Демидове пастух трубил разные мелодии

- скотину выгонять нужно обязательно в платке, коров доить без головного убора тоже нельзя

 

Репортаж

66

Об обрядах перехода в новый дом:

 

- говорят, что у каждой скотины есть «хозяин», в доме тоже есть «хозяин»

- в доме нужно в каждый угол денежку положить, попроситься у «хозяина» и «хозяйки» в дом, чтобы любили детей

- в новый дом первой запускали кошку, потом сами заходили, просились у хозяина

 

Репортаж

67

Хозяин с хозяюшкой,

Любите нас, да

Пойте, кормите, да

Место дайте жить.

 

- снач. комм.: когда заходили в новый дом, то говорили

- текст

- комм.: то же самое говорили, когда заходили во двор, в баню

 

Приговор при входе в новый дом

68

О представлениях, верованиях:

 

- черти подходили к людям, которые ночевали на сеновале, некрещеного человека признавали «за своего», про крещеного говорили: «Человек-то наш, да печать не наша»

- один человек ушел в лес за грибами и не вернулся

- случай из жизни: у самой умер сын, когда рано утром пошла доить корову, заплакала и вспомнила умершего сына; тут  услышала, как открылась дверь и раздались шаги, она сказала: «Ой, Господи», после этого дверь закрылась и шаги затихли; следов не осталось; не надо вспоминать покойников, иначе они «приходят»

- другие рассказывали, что видели покойников

 

Репортаж

69

Иди на свое место и больше не ходи.

 

- снач. комм.: дочь умершей женщины все время чувствовала, что покойница рядом, она рассказала об этом женщинам из другой деревни, они ее вывели на гору около кладбища и велели говорить ей слова

- текст

- комм.: женщина после этого перестал чувствовать покойную мать рядом

- повтор текста

 

Приговор, чтобы покойник не ходил

70

О представлениях, верованиях:

 

- нельзя детей посылать к черту, а не то он к черту и уйдет

- случай из жизни: одну девочку мать послала к черту, и девочка пропала; кто-то детей «забирает»

- раньше были лесов?к, черти, а теперь сами люди как черти;

если скажут: «Понеси тебя леший», то леший унесет ребенка

- рассказывали, что ехали на лошади лесом и видели лешего; он был большущим

- одна девушка ходила к подруге через лес и увидела, что ее сосед дрова рубит, она к нему пошла, но его не оказалось

- когда увидишь лешего, надо молитвы говорить

 

Репортаж

71

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: один мужчина «насдобился» женщиной, а женщина –

мужиком, пришли в избу и начали плясать; у «мужика» отвалилась борода

 

Репортаж

72

От Великого Четверга до Христова дни – два дни.

 

- текст

- повтор текста

 

Приговор в Великий Четверг

73

О календарных обрядах и праздниках

 

- СВЯТКИ: «сдоблялись» нищими, приходили в дома, им давали милостыньку (пироги, конфеты); они надевали большой платок с кистями

 

Репортаж

74

О староверах:

 

- староверы в церковь не ходят;  у них своя вера

- у самой бабушка староверкой была; она собиралась со старушками и молилась, а внучке не разрешала, потому что она была «мирской» (т.е. православной веры); девочку поставили в угол, а сами крестились и кланялись

- бабушка-староверка приезжала со своей чашкой, блюдцем, ложкой; она «из общего котла» не ела

- когда покойника везут на кладбище, дети сидят на гробе; староверов хоронят так же, как православных; когда хоронят покойного, бросают мелочь в могилу; некоторые говорят, что нельзя так делать

- у самой сестра – староверка, она все посты соблюдает

- у староверов свой дом («моленная») был, где они собирались и молились; у них был кто-то главный, который всем этим руководил; они специально строили моленную, чтобы молиться

- сейчас они тоже собираются в каком-то доме

 

Репортаж

75

«Медведь на липовой ноге»

- песенка медведя:

Скрипи, скрипи, нога,

Скрипи, липовая,

Все по сёлам спят,

По деревням спят. (текст)

 

- снач. комм.: ребенок залезал на печку и просил рассказать сказку, бабушка «врала», а ребенок засыпал

 

Сказка с песенкой

76

Об играх:

 

- раньше играли в «лодыжки»; кто проиграет, тому били щелбаны

- играли в «галу»: бросали палку, хватались за нее руками, кто не успеет схватиться, тот и водит. Палку бросали, все убегали прятаться, пока водящий ходил искать, надо было успеть прибежать к палке, постукать и сказать: «Нашёл. Унёс галу»

- «скачки» были: рисовали клетки и прыгали по ним с «шшаркой» (?)

 

Репортаж

77

Сказка-приказка,

Прикована коляска,

К ситу, к бриту,

К новому корыту.

 

- текст

- повтор текста

 

Детская потешка

78

Уточка луговая,

Где ты ночку ночевала?

 

- снач. комм.: эту песню пели

- фрагмент текста

 

Детская потешка

Вологодская область,

Шекснинский район,

Ершовский с/с

д. Игнатовская

28.07.2003.

Зап.: Кузьмина Т. А.

Рейзнек С. Г.

Громова А. Н.

 

 

 

 

Исп.: Смирнова Александра Ивановна, 1919 г.р., род. в д. Андроново Ершовского с/с

 

79

О свадебном обряде:

 

- делали «девишник», невесту мыли в бане, потом ездили венчаться

- сначала сватались; если невеста соглашалась, то после сватовства «снаряд нашивали», готовили приданое, вышивали полотенца

- к венцу ездили на двух лошадях

- батюшка на венчании водил за руки молодых «кругом налоя» и говорил: «Жона мужа не боитцы»; так говорил три раза, а потом снимал кольцо с пальца жениха и надевал на палец невесты

- мужчина, который вез жениха в церковь, назывался «тысецькёй», а женщина, которая везла невесту, называлась «рострёпой»; после венчания молодых везли вместе; на тысяцкого и на «рострёпу» надевали полотенца, завязывали на плече

- когда «рострёпа» вела невесту в церковь, то мела березовым веником тропку для того, чтобы никто не мог «навредить» свадьбе; раньше было много колдунов, они могли «навредить» так, что молодые не смогут вместе жить

- когда сидели на свадебном застолье после венца, то свекровь  невесте говорила: «Будь хозяйкой в доме», а свекор говорил сыну: «Будь хозяином в доме»; за столом молодым говорили, «что положено», потом выпивали и плясали

- невеста дарила свекровушке подарок, а жених - отцу, матери, теще и тестю; жених дарил отцу рубаху, платье, богатый дарил костюм; а невеста дарила платье свекрови

Репортаж

 



[1] РФ № 54

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 199 >
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198