Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

ОНМЦК 11 >>> Шекснинский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 105

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 199 >
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198

 

 

Вологодская область,

Шекснинский район,

Угольский с/с

д. Большое Ивановское

24.07.2003.

Зап.: Каданцева О. А.,

 Каданцев А. Ф.,

 Рейзнек С. Г.

  

 

Исп.: Круглова Александра Михайловна, 1923 г.р., род. в д. Орехово

Вихарева Альбина Васильевна, 1931 г. р., род. в Архангельской обл.

Черепанова Нина Михайловна, 1925 г. р., род. в д. Сухоломово Еремеевского с/с

Соловьева Александра Сергеевна, 1929 г. р. род. в д. Барово Угольского с/с

 

01

О календарных обрядах и праздниках:

 

- ВЕЛИКИЙ ПОСТ: на гармони нельзя было играть, поэтому парень, которому хотелось поиграть, уходил в сенник (кладовку), закрывал двери и потихоньку «поскрипывал», когда все уходили из дома, чтобы никто не услышал даже с улицы

- гармонь ставили на место и до Пасхи не трогали

 

Репортаж

02

О беседах:

 

- парни не ходили к девушкам домой и девушка тоже не могла прийти к парню в дом, т.к. «тут бы прославилась на всю жизь»; молодежь вели себя «скромно, строго, умно»

- «весёлые» были в январе, устраивали на неделе; в субботу никто не собирался на «весёлые» – считали за грех (в субботу надо мыться, а не гулять)

- на неделе ходили гостить в другие деревни; гостей кормили, к этому готовились заранее

 

Репортаж

03

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: раньше мамы гадали

- перед старым Новым годом молодежь запирали в доме хозяев, притвор водой заливали, чтобы двери примерзли и хозяева не могли не выйти; дровни стаскивали к другому дому или под гору

- Святки были от Рождества до Крещения

 

Репортаж

04

Рождество Христе Боже Наш,

Воссияй миру и свет разума…

 

- снач. комм.: в Рождество бегали  по домам, славили Христа; им подавали лепёшку, баранки, хлеб; заходили в дом, пели молитву, была песня пор Каледу

- фрагмент текста

- комм.: приходили в дом, и стоя у дверей, начинали петь в один голос молитву; после этого им чего-нибудь подавали; затем собирались в одном доме, выкладывали угощенье и ели

 

Рождественский тропарь

05

[Коляда, Коляда

Шла] из Нова-города

 

- снач. комм: когда ходили колядовать, пели

- фрагм. текста

 

Колядка

06

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: позже стали делать маски-«личины»; наряженные парни приходили на беседу в страшных масках, пугали; маски были в виде лисы, маски делали из бумаги

- БЛАГОВЕЩЕНЬЕ: «Жаворонков день» был, мама пекла несколько противней «жаворат»

- некоторые освящали «жаворат» в церкви, потом приносили и угощали «жаворатами»

- «Жаворонков день» был в марте; тесто замешивали густое; «жавората» были небольшие, с «клювчиком», гребешком, хвостиком, глазками

- ребятишки с «жаворатами» бегали по улице, друг другу  подавали «жаворат»

- КРЕЩЕНЬЕ: братья щипали лучину и надо было наделать из нее крестики; их ставили везде – во все углы, в печь, на двор к скотине, в умывальник; крестики стояли неделю или больше; а потом их ломали и бросали в печку

 

Репортаж

07

Благовещев денёк, погаси огонёк.

 

- текст

- комм.: говорили на Благовещенье: то есть «огонек уже не зажигали» - лампу не зажигали, с огнем не сидели, т.к. день был длинный

 

Поговорка

08

О календарных обрядах и праздниках:

 

- МАСЛЕНИЦА: каждый год собиралась вся деревня, ездили в лес за дровами с деревянными санкам и, обходили нежилые дома, где собирали ненужные вещи на чердаках, также люди отдавали вещи, старые веники

- к жердине наваливали огромную кучу вещей («больше стога большого»), потом сторожили, чтобы из соседней деревни не подожгли днем – надо ночью 

- после костра приходили домой, говорили: «Ну, теперь и мясо, молоко сгорело. На Масленице всё сгорело, теперь будем на картошке жить»

 

Репортаж

09

Нынче Масленца сгорела,

Настаёт Великой пост,

Сидит кошка на окошке,

Вышивает себе хвост.

 

- снач. комм.: пели на Масленицу

- текст

- повтор 

 

Масленичная припевка

10

Нынче Масленца проходит,

Настаёт Великий пост.

Все корзинки пригорели,

Нишчета поджала хвост.

 

- текст

- комм.: то есть «идти не с чем – все корзинки сгорели на Масленице»; вокруг Масленицы могли придумать песню и спеть

 

Масленичная припевка

11

Девяносто песен знаю,

А молитвы ни одной

 

- снач. комм.: раньше много частушек знали, частушки «одна одну погоняли»

- фрагмент текста

- снач. комм.: могли прямо на беседе придумать частушку и спеть

 

Частушка

12

О плясках:

 

- «языком играли», когда плясали, если гармонист не мог подстроиться под пляску

- девушки учились плясать, когда шли п† воду, одна играла «языком», другая плясала

- на сеновале учились плясать; перед зеркалом учились плясать, когда дома никого не было

- не у каждого получалось плясать под гармошку; перенимали пляску у тех, кто хорошо пляшет

- плясали мелким шажком

- плясали «Ланчика», «Заиньку»

- на праздниках за столом пели длинные песни («Златые горы»)

- частушки придумывали сами на ходу

 

Репортаж

13

[Дождик], лей, лей, лей

На меня и на людей:

На людей – по крошке,

На миня – по ложке.

 

- текст

- комм.: если дождя не надо, то окончание текста: «На людей – по ложке, а на миня – по крошке»; маленькие дети забегали в крыльцо, скакали и пели;

- повтор текста

- комм.: маленькие дети кричали

 

Закличка на дождь

14

Дождик, дождик, перестань!

Я поеду в Город Стань,

Богу молитця,

Христу поклонитця

 

- фрагмент текста

 

Закличка на дождь

15

О родильных обрядах:

 

- раньше рожали дома; в д. Максимовской была бабка-повитуха, ее всегда приглашали

- мама рожала дома, на сенокосе, в «клеве» у овец (ушла из дома, потому что много народу было в доме)

- беременные женщины раньше дрова рубили, воду носили

- рассказывает о том, как сама рожала

 

Репортаж

16

О лечении:

 

- в деревне была одна женщина, которая «от родимого» лечила: у печки наговаривала на уголь и воду, потом спрыскивала на больного 

- в воду клали  три уголька (от «озыка», от «подумки» и от «глаза»); потом этой водой спрыскивали скотину (если телится) и перекрещивали, читали короткую молитву

- от нарыва: женщина брала золотое кольцо, свежее яйцо, отрывала маленький кусочек от бобровой шапки, подходила к печке, к «душнику», там говорила молитвы, затем подходила к больному, что-то говорила про себя и обводила вокруг больного места кольцом и яйцом несколько раз, перекрещивала, читала молитву; так она делала несколько раз

- другая старушка так делала яйцом и кольцом из червонного золота  

- мать делала лепешку на меде и муке и прикладывала к больному месту, чтобы все вытянуло

- старушки, которые лечили, ничего не брали за лечение

- лечиться к старушкам ходили только на вечерней или на утренней заре

- мальчика из Череповца привозили лечить от коросты на коже, одна старушка обвела кольцом и яйцом; после этого у него все прошло; старушка ничего не взяла за это

- одна старушка во время лечения разбивала яйцо, бросала птицам

 

Репортаж

17

О скотоводческих обрядах:

 

- ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ: раньше мама дома обходила скотину с вербушками, солила хлеб и делала обход; этот хлеб ломали, скармливали скотине и выгоняли в поле

- Егорьев день – 6 мая: выгоняли в поле коров и овец; приходил поп и обходил скотину кругом с кадилом, читал молитву; брызгал стадо водой

- если был снег, то поп приходил на двор и делал обход скотины

- ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ: ходили за вербами; вербы ставили за икону

- однажды стала выгонять первый раз корову одной вербушкой, и после этого корова стала ходить отдельно от стада, поэтому в следующий раз выгоняла корову не одной, а всеми вербушками

 

Репортаж

18

Ходи, коровушка, домой

 

- снач. комм.: если корову переводили в другое стадо, и она уходила в свое стадо, то рвали мох с крыши и три раза обходили с хлебом и этим мхом корову, читая молитву; потом хлеб и мох скармливали корове, при этом приговаривали

- текст

- комм.: корова начинает сама ходить домой; мама так делала при переезде в другую деревню

 

Приговор корове при переезде

19

О представлениях, верованиях:

 

- раньше в субботу нельзя было гулять, ходить на беседы, веселиться – это самый большой грех, в воскресенье можно гулять

 

Репортаж

20

О скотоводческих обрядах:

 

- пастух «сам про себя» обходил скотину

- пастухи много знали; скот ходил за пастухом; пастух делал «обход» на одну корову (ей было тяжело), чтобы она все стадо за собой вела

- маленьких мальчиков отправляли в пастухи; их учили пастушеству старики

- на дворе должна быть иконка Егория Победоносца

 

Репортаж

21

Храни и для себя, и для меня.

 

- снач. комм.: когда приводили на двор новую скотинку, просили хозяина на дворе о благополучии, чтобы хранил скотинку

- текст

 

Приговор дворовому

22

О разрушении церквей, о раскулачивании:

 

- все надо было делать благословясь 

- рассказ о том, как в советское время разрушали церкви, сбрасывали колокола

- мужчине, который руководил разломом церквей, осколок от колокола попал в глаз, он ослеп – это Господь его наказал

- когда всех загоняли в колхоз, забрали у одного мужчины трех лошадей и двух коров; он очень жалел лошадь, говорят, что от этой жалости на первом же сенокосе лошадь задавилась

 

Репортаж

23

О похоронно- поминальных обрядах:

 

- когда человек умирал, на передний уголок втыкали в щель тряпочку (от полотна, которым закрывали покойного) на лучинке; она висела до сорокового дня

- считалось, что до сорокового дня летала душа покойного

- в сороковой день палочку с тряпочкой отпускали в ручей по течению (обязательно в проточную воду) и говорили вслед: «Царство небесное» 

- поминальные дни: девятый (обязательно нужно поминать), двадцатый (не обязательный, меньше поминают), сороковой, годовая 

- завтрак покойному носят на второй день после похорон

- первый год после похорон – годовая, а остальные - годовщины

- в Пасху нельзя на кладбище ходить; ходят в субботу после Пасхи

- надо ходить на кладбище только в сам поминальный день, не накануне и не на следующий день; поминать на кладбище ходили до обеда

- одному ходить на кладбище нельзя; надо, чтобы четное количество человек было

- в гробу ноги покойнику связывают, а когда хоронят, то развязывают; одному мужчине не развязали, он во сне явился, ругался

- одна женщина после похорон мужа каждый день ходила на кладбище, покойник ей каждый раз приказывал, когда нужно приходить, что сделать, принести

 

  Репортаж                              

24

Была да нет, была да нет

 

- снач. комм.: чтобы покойник не снился, перекрещивали все окна; также выходили и говорили

- текст

 

Приговор после выноса покойника

25

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- раньше приглашали батюшку читать по покойнику, старушки читали

-  в гроб клали стружки от гроба и подушечку набивали стружками, оставшиеся стружки сжигали; солому из постели покойника сжигали

- платки, одежду умершего после сорокового дня раздавали близким родственникам; пожилые люди заранее наказывали – кому что раздать после их смерти

- тех, кто копал могилу (копальщики), угощали

- на похороны к мужчине приехали родственники из Украины; они стлали поперек дороги длинные неразрезанные полотенца, а потом, когда стали заваливать могилу, полотенца тоже опустили в могилу, здесь так не делали

- деньги в могилу нельзя бросать, некоторые кидают – откупают землю

- раньше поминали своей семьей, всю деревню на поминки не приглашали

- после похорон всем в деревне, каждому жителю, давали по ложке кутьи (рис с изюмом)

- на поминках кутью давали; во время поста постным поминали, вином не поминали

- раньше на второй день завтрак покойнику не носили

- надо идти пешком, а не ехать, на кладбище, чтобы поминать

- до сорокового дня на могилке ставили иконку, после сорокового дня иконку забирали домой

- расческу в гроб клали

- случай: мужчина любил выпить, его похоронили с бутылкой; через несколько лет стали копать на этом месте новую могилу и нашли бутылку; все, кто пил из нее, умерли от трупного яда

- раньше гроб делали по человеку; если гроб оказывался больше умершего, то это – к покойнику

- одного парня похоронили в маленьком гробу

- если заранее делают гроб, то надо было его сразу чем-нибудь заполнить (например, насыпать зерна); одни люди в гроб положили посуду, потом достали эту посуду на приезд дочери; она скоро умерла

- гроб не обивали

- одежда на покойнике должна быть чистой, не обязательно новой

- молодым покойникам одежду делали посветлее

- раньше в белом саване хоронили (как широкий халат без пуговиц с «шапкой», с башлыком)

- когда кроили одежду покойнику, полотно рвали, а не резали; когда шили, не подрубали, шили только руками

- на одежде покойника рукава должны быть обязательно длинными

- одежду, которая приготовлена на смерть, нельзя носить; одна женщина купила новые тапки на смерть, потом купила новые, а те, которые были приготовлены, стала носить, поэтому скоро умерла

- случай: для старушки сшили платье на смерть, внучка его померяла, вышла на улицу и сразу попала под машину

- если не закостенеет покойник, то новый покойник в доме будет

 

Репортаж

Вологодская область,

Шекснинский район,

Угольский с/с

д. Осютино

25.07.2003.

Зап.: Каданцева О. А.,

 Каданцев А. Ф.,

                                                     Рейзнек С. Г.

    

  

 

 

 

 

Исп.: Смирнова Евдокия Ивановна , 1912 г.р., род. в д. Марьино

 

26

О свадебном обряде:

 

- девушка с парнем гуляли, парень приходил сватом, отец не отдал, тогда дочь ушла самоходкой; потом пришли к отцу, он ругал

- после того, как уйдут самоходкой, готовили свадьбу

- первый день свадьбы гуляли в доме жениха, второй день у невесты - это называлось «гостьба»

- перед венчаньем жених вместе с дружкой (крестным) приезжал за невестой; на дружке полотенце было перевязано

- лошади, на которых приезжал жених, были украшены завязочками, шлея была начищена; у жениха было три лошади

- после венчанья ехали в дом жениха: в одной половине молодых покормили, напоили чаем; потом шли «столовать», была «гулянка»

- один вечерок делали свадьбу, долго не гуляли 

- раньше девишник был: приходили все подруги невесты, приносили елку, украшенную завязочками; на елочке стояла кукла (поставлена к невесте лицом)

- невесту в этот вечер подруга мыла в печи, после этого подруги сидели за столом – елка стояла, выводили невесту из печки, закрытую платком; невесту садили с краю, девки пели свадебные песни, а невеста все плакала, потом говорили: «За столом не наревится, дак за столбом наревится», невеста стол собирала (чай пьют)

- на следующий день свадьба была; жених приезжал, а невеста уже за столом сидела, елка стояла;  жених выкупал невесту (давал деньги) и забирал невесту; они ехали к венцу       

- когда обвенчаются, приезжают домой, у дома дети дожидаются «кроёного», специально пекли пирог и выносили на блюде; это называлось «кроёное», дружка что-то говорил про ребятишек, и дети брали пирог  

- если невеста была богатая, то на веревочку вывешивала скатерки, полотенца в доме; это все висело, пока шла свадьба, называлось «именье показывать»

- елочка была только на девичнике; кукла была на вершине елочки, елочка украшена; невеста сидела на уголке от дверей, а кругом ее сидели подруги

 

Репортаж

27

Ты прощай, наша голубушка,

Милая подруженька

Приходила вечор свахонька

Нахвалила чужу сторону

Хороша наша сторонушка

Хороша да хлебородная

 

- фрагмент текста

- проба напева

- комм.: эту песню пели девушки, а невеста только плакала

 

Свадебная

28

О свадебном обряде:

 

- после того, как споют эти песни, накрывали стол, ставили елочку, и подружки пили чай; за столом девушки песни не пели

- пели песни про волю

- после девишника на следующий день приезжали на лошадях за невестой; невеста была одетая, елочка стояла; как только заходил жених, девки начинали петь и елку поднимали кверху  

- жених подходил к девушкам, выкупал невесту, клал деньги, невеста сидела на уголке, а девки пели «Не от ветра, не от вихорю»

 

Репортаж

29

Ты прощай наша голубушка,

Милая наша подруженька

 

- фрагмент текста

- комм.: эту песню пели, когда заходил жених

 

Свадебная

30

О свадебном обряде:

 

- когда жених деньги положит, невесту одевали и уезжали венчаться

- подъезжал свадебный поезд - три-четыре украшенные завязочками лошади 

- родители дома благословляли молодых перед венчаньем

- когда благословляли, кругом головы молодых мать обносила икону; невесту обносили «женской» иконой, жениха – «мужской»

- невеста с собой забирала иконку, которой ее обносила мать

- после венца молодых встречали родители с караваем на полотенце, а дружка встречал с вином, подносил молодым

- когда молодые заходили в дом, их обкидывали овсом

- после  венчанье в церкви все родные подходили к молодым и поздравляли с законным браком

- на третий (или второй) день свадьбы делали «гос[т]ьбу», второй день праздновали в доме невесты

- на второй день свадьбы, когда молодые приезжали на «гостьбу», деревенские мужики приходили к жениху и просили за девку «меч» - выкуп, жених давал мужикам трехлитровку, а мать невесты подавала мужикам рыбник   

- невеста перед венцом «завивала» косу, венцы над молодыми держали неженатые

- на второй день свадьбы кидали деньги - мелочь, невеста подметала: как выметет, снова бросали

- на второй день свадьбы наряжались в смешное - парни девками, а девки парнями; ряженые плясали

- невесте первый вечер на свадьбе не разрешали плясать, а на второй день после свадьбы невесту просили поплясать, она плясала

- на второй день невесту крали, прятали, а жених должен был выкупить ее деньгами

- раньше пели песню «Из-за лесу, лесу темного»

- «гос[т]ьба» - когда гуляли у невесты; невеста была в новом наряде

- в первый вечер невесте «уваль» надевали, белое платье

- одна женщина говорила, что в другом месте ставили яичницу, узнавали, честная невеста или нет

- молодые первую ночь ночевали в сеннике; там им делали кровать; молодуха постель сама привозила 

- раньше старушка на сенокосе пела свадебные песни молодым девкам, чтобы они послушали

 

Репортаж

31

Ох, проводила дорогова

До дорожки  торные

Проводила, да сказала:

- Прошчай, глазки чёрные.

 

Частушка

32

А проводила дорогова,

Я одна осталася.

Ничево, что развесёлая,

В тоску бросалася

 

Частушка

33

Ох, не ходи, не желаю,

Мой неворненький дружок.

Моё сердцё не завянет –

Не зелененький дружок.

 

Частушка

34

Не красивая сосна,

Красивой подсосёночок.

Не красивая сама,

Красивый помилёночок.

 

Частушка

35

А не забуду дорогова,

Не забуду и слова,

Не забуду, как гуляла

Остальные вечера.

 

Частушка

36

А мы с милёночком сидели

На крылечке вечерком да

Наши тайные словечка

Роздувало витерком.

 

Частушка

37

А разгану на картах я, да

Где растет судьба моя.

Попала краля – не король,

Наверно, нет судьбы моёй.

 

Частушка

38

Ох, лиходеечка за дролечкой

С бутылочкой бежит.

- Ты ни пей, милаша, водочку -

Она приворожит.

 

Частушка

39

А лиходеечку косую

В поле на камне срисую.

С камешка – на карточку

Косую супостаточку.

 

Частушка

40

Раньше я была бойка –

Любила через полюшко,

А топерь на боевую

Напало горюшко.

 

Частушка

41

Все прошло и прокатилось

Времечко весёлоё,

А топеречи настало

Самоё тяжёлое.

 

Частушка

42

А до чево старухи дожили -

Не надо некому,

А забираём свою пензию,

Улетаём на Луну.

 

Частушка

43

Задушевная подруга,

На Луне-то я была

Ох, на Луне миня не приняли,

Что пензия мала.

 

Частушка

44

Ах, полюбила лейтенанта

Всё я думала, что мой.

Он довёз миня до станции,

Скомандовал домой.

 

Частушка

45

А лиходейка ловко пляшёт,

Дорогому нравится.

Шо же я не научилася,

Изменит, кажется.

 

Частушка

46

А не натти такова места,

Где кокушка клалася,

А не натти такова дролечки,

С каким россталася.

 

Частушка

47

Как любила миня мать, обожала

Однажды в неночную, тёмную ночь

Я с другом убежала.

 

- проба напева

- комм.: научила женщина

 

Поздняя лирическая

48

А не ходи, милаша, полём,

Где невыжатая рожь,

А я тебя не унимаю,

Ты люби, какую хошь.

 

- снач. комм.: пели, когда шли со жнива

- комм.: пели коротенькие песни, долгих не знали; пели не протяжно; мало пели на жниве, садились отдохнуть на «залогу», тогда и пели

 

Частушка

49

О полевых обрядах:

 

- чтобы спина не болела, завязывали спину колосочками потуже

- когда первый раз гром гремел  (в апреле), девки на «луговине» «кувылялись», чтобы спина не болела

 

Репортаж

50

У, у!

 

- снач. комм.: в лесу девки кричали друг дружке, чтобы не заблудиться

- показ уканья

- комм.

- повтор

- комм.: «Тёт Анна, тёт Анна, где ты? Тёт Анна!», та ей откликалась: «Я здеся!»

 

Уканье

51

Дождик, дождик, перестань!

Я поеду в Гоностань,

Богу молиться,

Христу поклониться.

 

- проба напева

- напев

 

Закличка на дождь

52

О календарных обрядах и праздниках:

 

- РОЖДЕСТВО: наряжались в старенькое и ходили по домам; собирали кусочки и отдавали одному старичку, он им за это копейки давал

 

Репортаж

53

Каляда-маляда,

Кто даст пирога,

Тому <>

А кто не даст пирога, тому <…> 

 

- снач. комм.: когда ходили по домам, пели Каляду

- фрагмент текста

 

Колядка

54

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: девки бегали, стукали бадожком в окошки и спрашивали: «Как судьбу зовут?», им отвечали

- ходили на кресты гадать; ребята «закрестят» (зачерчивали) девок сковородником, парни не велели девкам выходить из круга, пока их не расчертят

- РОЖДЕСТВО: молодежь брякала в окна домов

- против (накануне) НОВОГО ГОДА молодежь запирала лазейки, чтобы люди не смогли выйти

- ребятишки днем просили по домам Каледу

- в Рождество вечером ходили по деревням наряженные женщины и старушки, наряжались в лохмотья

 

Репортаж

55

Милосёрдная сестра,

Голубые глазки

Надоели дролечке

Ваши перевязки.

 

- снач. комм.: пела в Рождество, когда ходила наряженная милосердной сестрой

- текст

- напев

- комм.: девушки ходили наряжённые, две подруги рядились «милосёрдными сестрами»

 

Частушка

56

О календарных обрядах и праздниках:

 

- РОЖДЕСТВО: девки ребятами рядились, брюки надевали; женщины надевали «украинки» - вышитые кофточки

- от деревни до деревни шли в «пальтах», а в доме раздевались

 

Репортаж

57

О беседах:

 

- с РОЖДЕСТВА была «весёлая» беседа, на «весёлую» много девок (по 20 человек) собиралось

- в разное время в каждой деревне была беседа; девки сидели кругом в два ряда; ребята приходили из разных деревень с гармошками; потом девушки переодевались в другой наряд; потом ходили ужинать, после ужина опять переодевались; сидели «до самого дня светлого»

- «веселые» беседы были по три вечера; раньше «веселую» делали по неделе, потом стали по три вечера делать в каждой деревне

- в д. Большое Ивановское с Рождества делали «веселые»  

- «веселую» летом девки «вырабатывали» - у одной женщины жали один день, потом она пускала их на «веселую» в  свой дом;

- на «веселую» приходили ребята и девки, делали «Горе» – ребята уводили девушек в другую половину дома и там сидели парочками; в «Горе» сидели по шесть пар

- девки на «веселой» беседе переодевались один раз: посидят, переоденутся, поужинают, потом опять приходят на беседу  и сидели до 2- 3 часов ночи, а днем опять гости собирались в этой же избе

- к каждой девке приходили «госьи» (девки из других деревень), потом девушку тоже приглашали на «веселую» в другую деревню; если девушка ходила на три «весёлые» в три разные деревни, то она к себе потом приглашала трех «госьей» (по девушке из каждой деревни, где она гостила)

- на «весёлые» сдоблялись: кудри вили, наряжались, надевали туфельки

- - раньше целую неделю гуляли – с понедельника до субботы

- в праздники и против (накануне) воскресенья не было «веселых» бесед, т. к. веровали в Бога

- с МИХАЙЛОВА ДНЯ, когда весь лен будет обработан, начинались «весёлые» беседы

- «веселые» в разных деревнях были в разные дни

 

Репортаж

58

О календарных обрядах и праздниках:

 

- МАСЛЕНИЦА: с Масленицы начиналось заговенье

- свадьбы начинались с февраля до поста, девушки ходили в церковь, смотреть венчания

- в Масленицу по гостям ходили, начиная со среды; отец приглашал к себе гостей в один день, потом кто-то другой приглашал гостей; так родители каждый день до воскресенья ходили днем по гостям 

- заговенье было в воскресенье – с конца Масленицы

- пост до Пасхи был 7 недель

- Масленицу собирали в каждой деревне, собирали весь «лом», делали высокую; вечером [в воскресенье] везде, в каждой деревне, горели Масленицы, делали на горе

 - ребята ставили высокую жердь и кругом нее все клали (веники, дрова, все худое), а на самую вершину чего-нибудь вешали (кузов); все худое собирали по деревне для Масленицы

- все бегали вокруг Масленицы, веселились, баловали

- маленькие собирали на «чунках» все худое по деревне на масленичный костер

 

Репортаж

59

Девки, Масленца проходит,

Настаёт Великий пост.

Сидит кошка на окошке,

Вышивает себе хвост

 

- текст

- напев

 

Масленичная припевка

60

О календарных обрядах и праздниках:

 

- МАСЛЕНИЦА: всю неделю гуляли, ребята и девки собирались каждый вечер

- в последний день ребята прощаются: «Простите, девки, нас, грешных»; девки тоже прощаются с ребятами

- в Великий пост никуда не отпускали

- в воскресенье на Масленицу ребята и девки собирались на беседу и просили прощения друг у друга 

- за избу, в которой собирались на беседу, девки расплачивались тем, что жали рожь для хозяйки

- Великий пост начинается с заговенья, последнего дня Масленицы

- в пост ели только постное, никуда не отпускали; отпускали только на один день 4-ой недели поста, когда на д. Спас была ярмарка; на ней разрешалось есть молочное и веселиться

- ЯРМАРКА: продавали кадушки, кросна, дровни, чунки; торговали пряниками; девки пели песни; «ярмонка» проходила в воскресенье на 4-ой неделе поста 

- БЛАГОВЕЩЕНЬЕВ ДЕНЬ: тоже разрешалось погулять; праздник был 7 апреля

 

Репортаж

61

Красная девица косы не плетёт,

И птица гнезда не вьёт

 

- снач. комм.: говорили на Благовещеньев день

- комм.: у скотины, куриц мама подстригала хвостики; в церкви дядя подстригал немного волосы девушке

- повтор

 

Поговорка в Благовещенье

62

О полевых обрядах:

 

- когда докашивали (дожинали) ячмень и овес, отец завязывал небольшой последний снопик («докоски»), его приносили домой и ставили в передний угол под иконами; снопик стоял до Егорьева дня

 

Репортаж

63

О скотоводческих обрядах:

 

- ЕГОРИЙ: первый раз отпускали скотину; отец вставал рано; мама пекла «челпен» и запекала в середину яйцо; «челпен» - круглый хлеб, который пекли на сковороде, а в середину запекали яйцо 

- Егорьев день (6 мая) - праздник для скотины

- икона Егория стояла у каждого на дворе у дверей, через которые выпускают скотину

- отец рано вставал и всей скотине давал по горсточке от последнего снопика; потом брал топор и на дворе раскалывал каравай хлеба пополам  и давал всей скотине по кусочку, а яйцо отец съедал сам; после этого всю скотину выпускали «на волю»

- топор отец затыкал за ремень сзади

- скотину выгоняли вичкой

- ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ: было против Пасхи, за неделю; рубили вербушки; ходили в церковь на службу, батюшка освящал вербушки; люди приносили вербушки по вичке домой; этой вербушкой выгоняли скотину; вербушки потом сжигали в печке 

- ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ: скотину отец обводил иконкой Егория, потом всем давал по кусочку хлеба, чтобы скотинка ходила домой, чтобы «спасти и сохранить от зв?ря»

- все хозяева выгоняли скотину в поле, там пастух обходил скотину с иконой; пастуха «поряжали» (нанимали)

- мать пастуха могла обходить скотину, если пастухом был мальчик

 

Репортаж

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 199 >
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198