Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
ОНМЦК 15 >>> Белозерский район |
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 174 |
|
||||
|
|
101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | > 199 |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | |
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | |
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | |
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |
Вологодская область, Белозерский район, Панинский с/с д. Урицкое 22.08.04. |
Зап. Кукушкин А. В. Чумикова О. Н. Пак Е. В.
|
Исп: Чекалёва Таисия Ивановна, 1933г.р., род. - д. Прелёво Карповского с\с
1. |
- вечером молодёжь в поле жгла костры - в пост ели картошку с грибами - в Великий четверг мать ходила в лес и ломала там сосновые ветки на помело, кидала курицам зерно для того, чтобы в огород не ходили - в Вербное воскресение возле церкви ломали вербу, она стояла дома 2 месяца, а потом выкидывали ПАСХА - в Пасху пекли «паску» - особый пирог, украшенный крестиком и завитками из теста, как правило, ее пекли одну, реже – несколько, «паску» резали на дольки и съедали - варили и красили яйца, бились яйцами – у кого крепче - дети заходили в каждый дом и их угощали яйцами, каждому нужно было дать по яйцу - в Егорьев день – 6 апреля выгоняли скотину - в Благовещение не расчесывали волосы и не заплетали косу, говорили: «девушка косы не плетёт, а птичка гнёздышка не вьёт» ТРОИЦА - в Троицу с утра пекли пироги, варили яйца и ходили на кладбище, поминали водкой, подходя к могиле, нужно было перекреститься - на столик возле могилы клали яйца, конфеты, могли причитать - поминать могли, как в Троицу, так и накануне в субботу, на кладбище ходили в определенны , урочные дни несколько раз в год ЖАТВА - во время жатвы пели частушки особым образом, так, что голос разносился, долгих песен не пели - рано утром жать не ходили - снопы вязали, когда высохнет роса, из 10 снопов складывали «бабку» и сверху клали еще один - последний сноп приносили домой, и клали в угол – это называлось «пожинки», последний сноп долго стоял, потом его выкидывали курицам - из свежесжатой ржи пекли пироги и готовили «загусту» - залитую кипятком муку густо замешивали, выкладывали на тарелку и ели с молоком и ягодами
|
Репортаж |
|
2. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- умерших на кладбище поминали «кутьёй», ее готовили из пшеничных зерен, теперь пшеницы нет, и ее готовят из риса, возле могилки съедали чайную ложку «кутьи» и таким образом поминали, могли приносить жареную рыбу или мясо, вареные яйца - когда везли хоронить покойника, то по дороге впереди него бросали крупу и веником плескали воду - когда человек умирал, его обмывали на полу, подкладывали то, на чем он лежал при жизни – тюфяк, потом этот тюфяк сжигали за деревней в том поле, по которому покойника везли на кладбище - если гроб не был сделан заранее, то покойника сначала клали на доски, головой к иконам - выносят покойника вперед ногами, покойнику связывали руки на груди и вкладывали в них носовой платок, без платка покойника хоронить нельзя - в гроб покойнику клали тряпочку, которой его обмывали, в гроб клали набитый листьями от веника тюфяк или просто листья, которые застилали чистой простыней, под голову клали подушку - перьевую или набитую листьями, если умерла женщина, то на подушку стелили платок, а если мужчина, то ничего не стелили, кроме того, в гроб покойнику клали гребенку, если носил, то очки, сама мужу в гроб положила костыль, которым он пользовался при жизни, икону в гроб не клали – «Бога покойнику не кладут», но нательный крестик не снимали - икона лежала на груди у покойника пока он находился в доме - по покойнику причитали, кто умеет – причитают и сейчас - покойник лежал в доме 2 ночи, все жители деревни приходили к покойнику «сидеть», сидели до ночи или до утра, приносили деньги и клали на блюдце, стоящее на ногах умершего, по углам гроба возле головы ставили и зажигали 2 свечи - если у покойника после смерти глаза были не закрыты, то на веки клали пятачки - чтобы не было запаха, ставили таз с марганцовкой - перед тем, как вынести гроб, его окуривали ладаном, по солнцу обходили гроб 1 раз - пока покойник был в доме, нельзя было открывать двери и топить печь - возле головы ставили стакан с чаем, клали конфеты и пирог, после того, как покойника вынесут, пирог отдавали собакам, если умерший был пьющим, то наливали стопку вина - похоронить и помянуть покойника нужно до 12 часов дня - чтобы покойника не бояться сама держалась за его ноги - когда выносили покойника из дома – причитали, после того, как покойника вынесли, весь дом мыли и окуривали ладаном и вересом - прощались с покойником на кладбище, раньше, когда не было машин, покойника возили на дрогах летом и на дровнях – зимой - крышку гроба несли впереди, из дома гроб выносили на руках, в могилу опускали на веревках или на полотенцах - когда везли гроб на кладбище, то впереди бросали зерна и плескали водой - перед тем, как покойника хоронить, с ним прощались, целовали в лоб, развязывали руки и клали вдоль туловища, убирали икону - в могилу, перед тем, как опустить гроб, бросали медные деньги, затем опускали гроб и все присутствующие бросали на гроб по горсти земли, потом зарывали, после этого ставили на могилу крест, затем шли домой той же дорогой, что везли покойника на кладбище - по возвращении с кладбища садились за столы и поминали покойного, за столом ему оставляли место, ставили вино, чай, еду, во время поминок говорили: «земелька пухом», - поминали на 9, 20, 40 день, на полгода и на год - поминают всегда до обеда, в поминальные дни ходили на кладбище звать покойного, дома накрывали столы и ждали - накануне поминальных дней топили баню и звали в нее покойного, в бане готовили одежду, веник, мыло, мочалку, в этот день в бане никто не мылся - на 9 день ходили на кладбище звать покойного за стол, до 12 часов он должен уйти, все вставали из-за стола, провожали покойника до перекрестка дорог - на 40 день его встречали с причетом на улице около дома - причитали по покойнику, когда клали в гроб, на кладбище и в урочные дни - обмывал покойника человек, не состоящий с ним в родстве, рассчитывались за это с ним и с теми, кто копал могилу, делал гроб после 40 дня рубашкой или полотенцем - когда покойник находился в доме, зеркала закрывали полотном - до 40 дней душа ходит везде, до года душа ходит домой, а потом перестает ходить и улетает в небо - покойника клали в доме вдоль половиц - крест на могиле ставили примерно на уровне живота - в Троицу, когда поминают, на кладбище приносят цветы - покойника хоронят головой к дороге и ограду ставят так, чтобы заходить со стороны ног покойного - стружки от гроба, прутья от веника уносили на дорогу, ведущую к кладбищу, еще до того, как вынесут покойника, и там сжигали, если дым от этого летит в сторону деревни, значит, еще кто-то скоро умрет
|
Репортаж |
|
3. |
Каледа, каледа, Кто не даст перога, Тому черти в окошко, Кто даст…
- фр. текста - комм.: пели, те, кто ходил по улице, заходили в дом и им давали конфеты, пряники, пироги, ходили по всем домам и все им подавали
|
Колядка |
|
4. |
- «кудеса» ходили, но их в дом не пускали, чтобы не напугали детей
|
Репортаж |
|
5. |
- рекруты катались на лошади по деревне с гармонью, дугу украшали лентами - вечером накануне отъезда устраивали вечеринку, провожали все - пред тем, как уехать, рекрут завязывал ветку дерева узлом, этот узел не должен был развязаться, пока он служит - рекруты пели частушки - на проводы варили пиво, покупали вино
|
Репортаж |
|
6. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- утонувших и повесившихся хоронили за оградой кладбища и в урочные дни не поминали, хоронили, как обычно - когда покойного хоронили, на лоб клали «подорожную»
|
Репортаж |
|
7. |
- качали в зыбке и говорили: «баю, баюшки, баю», чаще байкала бабушка, пела много
|
Репортаж |
|
8. |
Где были? – у баушки Чё пили, чё или? – Ели кашку, пили бражку
- текст - комм.: при этом хлопали в ладоши - отец качал детей на ноге
|
Потешка |
|
9. |
- рожала дома на полу, послед убирали бабушки, пуповину перевязывали тонкой льняной ниткой - ребенка заворачивали в рубаху отца – чтобы отец любил, перевязывали пояском и клали в зыбку, сделанную из «лосты», у зыбки было 4 «ушка», к которым привязывали ивовые прутья, за них зыбку весили на очеп - зимой, когда было холодно, зыбку обматывали покрывалом, в зыбку клали ватный матрац и овчинную шубку - когда ребенок делал первый шаг, нельзя было на него смотреть и что-то говорить - чтобы ребенок начал ходить, над ним нельзя было «ойкать» – не будет спать, заболеет
|
Репортаж |
|
10. |
- кукол скручивали из тряпочек, изо льна делали волосы - из бересты делали мячи
|
Репортаж |
|
11. |
- внач. комм.: в лесу аукались комм.: в лесу нельзя кричать «эй», потому, что там ходит леший и может увести
|
Ауканье |
|
12. |
- внач. комм.: коров звали по имени, кричали, если долго не шла домой
|
Закликание коров |
|
13. |
|
Закликание кур |
|
14. |
О представлениях и верованиях:
- когда заходили в лес, нужно было перекреститься, если из дома уходили – тоже крестились
|
Репортаж |
|
15. |
- пастух пас коров и стучал в барабан
|
Репортаж |
|
Вологодская область, Белозерский район, Панинский с/с д. Урицкое 22.08.04. |
Зап. Кукушкин А. В. Чумикова О. Н. Пак Е. В.
|
||
|
|
|
|
Исп: Куликова Надежда Корниловна, 1926 г.р., род. - д. Карпово Карповского с\с
16. |
КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ - праздновали Покров, 5 дней по всем деревням, на праздник приходило много народу - старые люди ходили праздновать по домам, а молодежь – на улице - пиво на праздники варили в печке, за столом подавали в ковше с ручками, разливали по стаканам - пекли пироги с разной начинкой - за столом пели долгие песни - плясали «русского», молодежь на беседах плясала «ланчик», «русского» плясали по одному или на пару, на пляску вызывали, притопнув ногой - по деревне ходили с гармонью, сначала шли парни, а следом – девушки, пели песни, ходили из конца в конец, могли остановиться и поплясать, «ланчика» плясали на 2, 4 и 8 пар, последняя фигура – «перебор» ДРАКИ - были драки, парни из разных деревень дрались чаще всего из-за девушек - дрались обычно с дальними деревнями, а с близлежащими жили мирно - дрались палками - гармонист перед дракой менял наигрыш на более задорный, «под драку», парни сначала перепевались частушками - гармонист не дрался, дрались только несколько человек из каждой партии БЕСЕДЫ - беседы были зимой, девушки с прялками собирались в одной избе, к ним приходили парни, на беседы собирались у какой-нибудь старушки или ходили ко всем по очереди, парни могли поджечь кудель, на одну беседу приходили подростки и молодежь разного возраста СВЯТОЧНЫЕ РЯЖЕНЫЕ - в Святки на беседы приходили «кудеса», наряжались «медведем» – в вывернутую шубу, «медведь» приходил с поводырем, мог катать на полу девушек - приносили «покойника» – одетого во все белое, его приносили на скамейке, ставили посреди избы и заставляли девок его целовать - наряжались «бабой-ягой» – во всем белом, с большими зубами – и пугали - могли нарядиться «журавлём», используя вместо клюва веретено, «журавль» клевал девок - девушки, когда приходили «кудеса», сажали парней к себе на колени, чтобы спрятаться - в Покров мужики в гости ходили отдельно от женщин, молодежь также сама по себе - в Святки девушки гадали, ходили на перекресток дорог, а парни, если об этом узнавали, то прятались и могли напугать ПАСХА - после Пасхи в каждый дом ходил священник, он ходил с Пасхи (с воскресения) до четверга по всем деревням прихода, в каждом доме ему давали пироги, яйца, угощали - на Пасху пекли «паску», поздравляли друг друга словами: «Христос воскресь» и отвечали: «истинный воскрес» - раньше родители соблюдали Великий пост, ели растительную пищу, льняное масло, мясного и молочного не ели - в Великий четверг ходили в лес за мутовками и за помелом, считали деньги, рылись в золе, чтобы в доме деньги водились - в Вербное воскресение ходили за вербой, веточки вербы ставили к иконам, потом этими веточками прогоняли скотину и бросали их в воду - в Егорьев день обходили скотину, брали комок шерсти от всех животных, имеющихся в хозяйстве, пекли «моленник», запекали яйцо и со всем этим обходили, «моленни» скармливали скотине - пастух обходил все стадо тоже с «моленником»
|
Репортаж |
|
17. |
- пастух брал обход у колдуний, для него были запреты: здороваться нельзя, нельзя давать другому курить, нельзя драться - пасли пастухи с того времени, когда выйдет трава и до тех пор, пока не выпадет снег - в пастухи нанимались те, кто победнее - пастух жил и питался поочередно в каждом доме - пастухи барабанили на барабанке, а один не барабанил – стучал палочкой по голенищу сапога и так пас - кроме пастуха никому нельзя было барабанить на барабане - с лесовым договаривалась бабка, которая давала пастуху обход
|
Репортаж |
|
18 |
- детей растила бабушка, пела колыбельные, качала в зыбке, подвешенной на очепе
|
Репортаж |
|
19. |
- когда жали, пели долгие песни - в Троицу приносили из леса по 2-3 березки и ставили к окнам, когда завянут - выбрасывали
|
Репортаж |
|
20. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- на кладбище ходили поминать в Дмитровскую субботу в субботу накануне Троицы, в саму Троицу и в «радошный вторник» (Радуница), брали с собой пироги вино, на стол стелили чистое белое полотенце, кланялись, а потом поминали, заходя в ограду, крестились и говорили : «помени, Господи, родителей»
|
Репортаж |
|
21. |
- когда в первый раз весной слышали журавлиный крик, нужно было кувыркаться, чтобы во время жатвы не болела спина
|
Репортаж |
|
22. |
Птичка гнезда не вьёт, девушка косы не плетёт
- комм.: так говорили на какой-то праздник, возможно в Благовещенье
|
Пословица |
|
23. |
- жали долго - молотили вчетвером - последний сноп приносили домой, потом скармливали скотине - веники заготовляли с Троицы, сенокос начинали, когда поспевала трава - на масленичной неделе в четверг зятьёв тёщи приглашали в гости
|
Репортаж |
|
24. |
- рекруты катались на лошадях по деревне, с гармонью и песнями, упряжь и дугу украшали цветными тряпками - рекруты делали «заломки» - ленточками завязывали ветку на березе, чтобы получилось кольцо, если не завянет, значит, вернется парень, хорошо прослужит
|
репортаж |
|
Вологодская область, Белозерский район, Куностьский с/с д. Нижняя Мондома 24.08.04. |
Зап. Соловьёв Л. Г. Кукушкин А. В.
|
||
|
|
|
|
Исп: Никанорова Надежда Ивановна 1950 г.р., род. – д. Конёво Конёвского с\с Шольского р-на
25. |
- плясали «русского» по одному, и по несколько человек
|
Репортаж |
|
26. |
- внач. комм.: сначала играла «под язык « для своих детей и стало получаться Выхожу и нацинаю, Запеваю просто, Я частушки буду петь Лет до девяноста - комм.: гармонистом был дед и дядя
|
Наигрыш под язык с частушками |
|
27. |
Выхожу и нацинаю, Запеваю просто, Я частушки буду петь Лет до девяноста
Сам играю, сам пляшу, Сапоги с дырой ношу. Сапоги не промокают, Только щепки залетают
Што не петь и не плясать, Што не веселица Дома маленький не плачет, Тут не шевелица
|
Наигрыш под язык с частушками и пляской |
|
28. |
Колотушок надаю, Колотушок двацэть пять Будёт Никита крепко спать. Где Никиту видяли? Видяли на рыноцьке, В золотой корзиноцьке
- текст, напев - внач. комм.: в детстве была нянькой и своих детей вырастила
|
Колыбельная |
|
29. |
Не ложисе на краю, Баю, баю, баю, бай, Спи, сынуля, засыпай. Люли, люли, люли, люли, Не отпустим тибя в люди, Не отпустим, не дадим, Надэ сынушку самим Баю, баю, баю, бай, Баю, баю, баю, бай.
- текст, напев
|
Колыбельная |
|
30. |
ТРОИЦА - в Троицу до обеда ходили на кладбище, после того, как помянут, начинали плясать на дороге возле кладбища, потом сидели дома за столом праздновали, а после этого, вечером выходили гулять на улицу, ходили компаниями по берегу Белого озера навстречу друг другу, иногда случались драки - украшали дом по углам березками, ставили к иконам, сама веточки березки ставит к иконам до следующей Троицы, потом бросает в реку, чтобы все плохое уходило - на Пасху мать шила новые платья, катали яйца – у кого дальше покатится - в Чистый четверг - перед Пасхой - мать обрезала коровам хвосты,
|
Репортаж |
|
31. |
|
Наигрыш под язык |
|
32. |
Баю, баю, баю, бай
- напев
|
Колыбельная |
|
33. |
Баю, баюшки, баю, Колотушек надаю, Колотушек двацэть пять, Будет Матвейка засыпать Баю, баю, баю, баю Баю, баю, баю, бай
- текст, напев
|
Колыбельная |
|
34. |
Будёт хлеба каравай Дождик, дождик, подпусти, Дай гороху подроасти
- текст, напев
|
Закличка |
|
35. |
Не давай дожжя Давай солнышка
- фр. текста, напев
|
Закличка |
|
36. |
Дай хороший урожай, Дождик, дождик припусти, Дай гороху подрасти
- текст, напев - комм.: бегали, прыгали, радовались - повтор
|
Закличка |
|
37. |
Не давай дождя, Давай солнышка, Распекол…
- повтор
|
Закличка |
|
38. |
Лети на небеса, Там твои детки Кушают конфетки Всем по одной, Нам – не одной
- интонируемый текст
|
Закличка |
|
39. |
Кашу варила, Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому не дала Дрова не носил, Кашу не варил
- фр. текста - внач. комм.: с маленькими детьми играли
|
Потешка |
|
40. |
- детей качали на ноге, держа за руки
|
Репортаж |
|
41. |
- когда гремел первый гром, нужно было бегать по лужам, чтобы подрасти.
|
Репортаж |
|
42. |
- внач. комм.: в лесу ходили и кричали, если далеко . |
Ауканье |
|
Вологодская область Белозерский район, Куностьский с/с пос. Нижняя Мондома 24.08.04. |
Зап. Соловьев Л. Г. Кукушкин А. В. |
||
|
|
|
|
Исп.: Куликов Василий Васильевич, 1925г.р., род. - д. Титово Кукшевского с\с
43. |
- своя гармонь появилась в 1948 г. - хорошо играл брат, сам играть начал в возрасте 25 лет - гармонь называли «хромка»
|
Репортаж |
44. |
|
Наигрыш на гармони |
45. |
- внач. комм.: так играл сначала - повтор - комм.: игра на гармони - веселье
|
Наигрыш на гармони |
46. |
- комм. : обычно так играли для женщин и старушек
|
Наигрыш на гармони |
47. |
- внач комм.: парням играли на других клавишах - в праздники парни ходили по деревне, пели песни, и плясали - комм.: под такую игру парни плясали и пели песни, наигрыш почти одинаковый, гармонист ходил вереди, а парни сзади шли и приплясывали, могли выскочить вперед, чтобы показать себя
|
Наигрыш на гармони |
48. |
- «андозерская игра» – самая хорошая, разливается, весело играют - разлив – поднимает настроение - перебор – переход с одних клавиш на другие - на басу тоже делают переходы - мехом нужно тянуть в такт клавишам, рвать и широко растягивать не надо
|
Репортаж |
49. |
|
Наигрыш на гармони |
50. |
- «ланчик» плясали 4 или 6 пар, крест на крест, парень приглашал девушку, кружил ее и пел частушку, затем шел к следующей, парни плясали при переходах
|
Репортаж |
51. |
По деревне с переходом на хулиганскую
- внач. комм.: когда холостые были, все пели и ходили по деревне - комм.: игра «по деревне» могла перейти в «хулиганскую» - повтор
|
Наигрыш на гармони |
52. |
- если «ланчик» плясали 4 пары – «короткий», 6 – «длинный»
|
Репортаж |
53. |
- разбирали заломы, иногда взрывали взрывчаткой - командовал бригадир или мастер сплава
|
Репортаж |
54. |
- внач. комм.: кричали, когда работали вместе
|
Выкрики на сплаве |
55. |
- в Рождество ходили друг к другу в гости - молодежь ходила по деревне, колотили в стены палкой и пели «каледу»
|
Репортаж |
56. |
Накануне Рождества Кто даст каледу, Тому рожь густа Примолотиста, Приколотиста
- фр. текста. - комм.: песню пропоют и хозяева что-нибудь подавали
|
Колядка |
57. |
- «кудесам» ходили – наряжались так, чтобы никто не узнал, надевали на лицо платок, приходили в дом и плясали - наряжались «старушкой», «стариком» или «пузатиком» - водили «медведя» и «лошадь» – два человека надевали одеяло или попону
|
|
|
|
101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | > 199 |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | |
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | |
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | |
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |