Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

ОНМЦК 11 >>> Шекснинский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 132

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 199 >
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198

 

 

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Камешниковский с/с,

д. Камешник

28.07.2003

 

Зап.: Кулев А.В.,

Кулева С.Р.,

Кулева М.А.

 

Исп.: Клевцова Евдокия Федоровна, 1915 г.р., род на хуторе около Устьянова

 

01

О календарных обрядах и праздниках:

 

- МАСЛЕНИЦА: дети катались с «горушки» на саночках»; катались на конях

- ребята жгли на реке костер – «затопляли»

- если кто-то проезжал мимо костра на лошадях, за ними бежали с «головяшками»

- ребята собирали на реку дрова и «затопят» костер

- с «головяшками» ребята бежали за людьми, проезжающими на конях, пугали, кидали «головяшками», но специально не попадали в людей

- ПОСТ: «молошное» не ели, варили постные щи, ели картошку

- ПАСХА: начинали кушать «все хорошее»

- собирались в одно место – на берег, ребята приходили с гармоньями, все гуляли, плясали

- раньше были гармони-хромки, вяток было мало – «стали не в моде»

- мать варила по два яичка, дети кушали

- ходил поп, ему давали десять яиц

 

Репортаж

02

О староверах:

 

- староверы жили на хуторе

- староверов переселяли; дома забирали у староверов

- староверы жили сами по себе

- староверов хоронили вместе со всеми – всех возили на один погост

- раньше погост и церковь были там, где сейчас река поворачивает; сейчас все затопило

- староверы переехали сюда с Угрюмова, Яганова

- староверы «ни к кому ни касались»

 

Репортаж

03

Об окказиональных обрядах (обходе при пожаре):

 

- когда дом горит, надо обходить его с иконой и идти на реку, там надо говорить молитвы

- чтобы пожар прекратился, надо обойти дом с иконой – «Бог так велел»

- чтобы при пожаре ветер отвернул от дома, надо что-то говорить

- старушка обошла с иконой горящий дом, поставила иконку и сказала: «Витерок, дуй на лесок», молитву «становила», ветер стал поворачивать от дома; старушка говорила молитву: «Витерок-батюшко, подуй-ко на лесок», обошла с иконой дом и повернула икону «на лесок»; после этого ветер повернул на лесок

 

Репортаж

 

 

 

 

 

 

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Камешниковский с/с,

д. Камешник

28.07.2003

 

Зап.: Кулев А.В.,

Кулева С.Р.,

Кулева М.А.

 

Исп.: Копотина Анна Васильевна, 1912 г.р., зд.

 

04

Так и нет таково, да, лёй, лёй, да.

Нет такова молодца, да, лёй, лёй, да.

 

- снач. комм.: раньше пели жениху

- окончание – текст

 

Свадебная

05

Ой, уж ды как тибе, Аннушка не тошно,

Ой, уж(и) как тибе, Ивановна, не горькё.

О[й], как чужая-та родня кругом обсела,

Ой, как своя бедна родня прочь отступилася.

 

- снач. комм.: невесте пели

- проба напева

 

Свадебная

06

Шчо у нас-то во чес[т]ном дому, да

Шчо у нас-то во чес[т]ном дому, да.

Поевилса небывалой гость, да

Поевилса небывалой гость, да.

 

- снач. комм.: поют жениху, когда он поедет к «винч?нью»; невеста сидела плакала, девки все сидели за столом

 

Свадебная

07

По саду, было по садику, да

По саду, было по садику, да.

По зелену виноградику, да

По зелену виноградику, да.

 

- снач. комм.: невеста сидела до свадьбы дома, когда ее просватают; девушки с беседы приходили к невесте с песнями; выйдут с беседы и запевают

 

Свадебная

08

Вам спасибо-тё, подруженьки,

Мои милые голубушки,

Вы пришли миня проведати

Со смирённые беседушки.

 

- снач. комм.: когда девушки споют песню, невеста причитала

 

Свадебное причитание невесты

09

О свадебном обряде:

 

- комментарии к песне «По саду, было по садику»: девушки выходили с беседы, шли по улице и пели; невеста выходила в сени, навстречу к ним, и причитала, «спасает»; девушки пели одну песню и уходили

- у невесты у «дивишник»

 

Репортаж

10

Розгорайся, наша каменка,

Умывайсь, наша голубушка,

Намылась, наша голубушка,

Повезут ко звону да колокольному, да

Ко читаньицу господнему.

 

- снач .комм.: когда невеста мылась в бане, девушки подходили к бане и пели

- фрагмент текста

 

Свадебное коллективное причитание (?)

11

О свадебном обряде:

 

- девушки пели у бани, а невеста в это время мылась, с ней была крестная («боженька»)

- когда невеста шла из бани, «боженька» обметала всю дорогу «виником», чтобы не наворожили, порчу не накидали

- раньше ворожили на свадьбах

 

Репортаж

12

О календарных обрядах и праздниках:

 

- ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ: мама выходила босиком на снег («на наст») – «пожнёт» [показывает, как будто жнет], «покутыргаётся» [кувыркается], чтобы спина болела

 

Репортаж

13

Об отношениях молодежи:

 

- девушки с парнями раньше встречались только на беседах

- мама держала дочь строго, вечерами никуда не пускала

 

 

Репортаж

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Камешниковский с/с,

п. Киргоды

29.07.2003

 

Зап.: Кулев А.В.,

Кулева С.Р.,

Глушкова Т.Н.

 

Исп.: Трапатанова Анна Степановна, 1928 г.р., зд. (кирилловская гармонь)

 

14

Русская («Под песни»)

 

Наигрыш на гармони

15

Под пляску

 

- комм.: раньше играла на балалайке, на гармони научилась играть, когда вышла замуж (у мужа была гармошка); раньше под эту игру все плясали – и девки, и парни

 

Наигрыш на гармони

16

Строй гармони

 

Строй гармони

17

Об исполнении на гармони:

 

- если парень плясал, то играли «Хулигана», если девка плясала – играли «Русского»

- А.С. играет «на низу» (на «нижних» клавишах»)

 

Репортаж

18

Под песни с частушками

 

- комм.: можно петь с перерывом, можно – без перерыва; раньше ходили по деревне, под этот наигрыш пели песни; теперь поют песни за столом

 

Наигрыш на гармони с частушками

19

Под песни

 

- комм.: «Под пляску « надо играть также, но «почаще»

 

Наигрыш на гармони

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Камешниковский с/с,

п. Киргоды

29.07.2003

 

Зап.: Кулев А.В.,

Кулева С.Р.,

Глушкова Т.Н.

 

Исп.: Нестерова Александра Павловна, 1922 г.р., род. – д. Березник

 

20

О беседах:

 

- пряли лен – приходили к каждой девушке по очереди

- «веселая» беседа: на неделю выкупали избу, приходило много народу изо всех мест, сидели «п† трою» [на коленях]; женщины приходили; когда начиналась драка, все разбегались, выскакивали в окошко

- «веселые» беседы – одна неделя в Камешнике, вторая – в Березнике, и так устраивали в каждой деревне по неделе

- «веселые» беседы начинались зимой, когда снег нанесет

- девки пряли днем до беседы, а вечером шли на «веселую»

- если не было «веселой» в своей деревне, то девка могла один вечер не ходить в другую деревню на «веселую», чтобы поработать

- на «веселой» местные девки всех гостей рассаживали, находили место

- «в горе ходили»: был отдельный чулан или комната, там сидели «в горе» парами – девка с парнем; парень просит девку послать ему другую девку, и наоборот; на «веселой» собиралось много пар – сидели «в горе»

- если «в горе» вызывали чужого парня или девку, то кричали «Труба, труба», стучали по трубе

 

Репортаж

21

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: приводили «медведя», он скакал – «все и трубы вылетят»; «медведь» - шубы выворачивали, веревку привязывали на улице, открывали двери на морозе и тащили «медведя» в избу, «медведь» бегал за девчатами, а они убегали от него

- Святки – с Николы до Крещенья

- ребятишки и взрослые ходили под окошками, пели песни

- в домах, где были ребята, девочки заваливали двери, чтобы им было не выйти; оглобли выворачивали у дровень; ребята заваливали двери у девушек

- пели «Каледу»

- угоняли дровни и катались

Репортаж

 

 

 

 

- МАСЛЕНИЦА: катались на санях; были «выездные» сани для праздников (Масленица, Никола), чтобы ездить в гости в другие деревни всей семьей; сани большие – сзади сидело четыре человека и спереди – двое

- всю масленичную неделю с воскресенья катались на санях по деревням каждый день – первый день на Городище, второй день в Киргодах, на третий день в Камешнике, на четвертый в Березнике и т.д.;

- парни приглашали и катали девок, девки садились друг на дружку, на колени, парень их опрокинет

 

 

22

О престольных праздниках:

 

- НИКОЛА (19 декабря): холили в гости

- ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ: Петров день, Спасов день – праздники в Киргодах, маленький (14 августа) и большой Спасов день – в Камешнике, Заговенье (неделя от Троицы), Спасов день – на Березнике, Троица и Успеньё – в Каликине

 

Репортаж

23

О календарных обрядах и праздниках:

 

- ЯИЧНОЕ ЗАГОВЕНЬЕ (осенью? возможно, путает, должно быть летом): красили яйца; на беседы девки приносили ребятам, с которыми гуляли, «грудки» [несколько яиц]; девка положит («ухоронит») где-нибудь  (на улице или в коридоре) «грудку», парню шепнет, куда положила,  он выйдет и возьмет; яйца красили в разные цвета – красные, от веников листьями красили

- потом парень дарил девушке конфеты – в любой день, когда купит

- нельзя было отдать парню «грудку» при всех – «не хорошо», надо было «скрытно»; «грудка» - два, три яйца или пяток

- яйца для девок варили матери

 

Репортаж

24

О престольных праздниках:

 

- ПЕТРОВ ДЕНЬ (в Киргодах), ЗАГОВЕНЬЕ ЛЕТНЕЕ (в Березнике): посреди деревни ставили стол, когда приезжал поп, гнали коров, поп опрыскивал всех коров

- в Петров день все приходили гулять в Киргоды, там была часовенка и ходили кругом нее

- в Березнике была одна улица, в Заговенье «не было места, чтобы не было людей»: одна половина людей идет в одну сторону по улице, другая половина – идет в другую сторону; было столько гармошек, что «в ушах звенело»; везде плясали; драки были, «дрались гораздо» деревня на деревню

- на Петров день в Киргоды приходили гулять со всех деревень – с Коленица, с Роботина и др.; на Березнике также было в Заговенье – «п†лна деревня»; все гуляли на улице;

- девушки и парни звали свих подруг и друзей к себе в дома в гости

- в Петров день гуляли два дня

- в Заговенье на второй день мужчины водят друг друга допивать пиво – у кого, что осталось

- раньше все собирались отдельно, все «в куче» – женщины с женщинами, мужчины с мужчинами, отдельно девчата большие

 

Репортаж

25

О молодежных играх в престольные праздники:

 

- молодежь (взрослые парни) играли вместе с мужчинами в мячик, в «чубики»: делали десять «чибиков» (чурбачков), ставили их, делали шар и катали его – кто сколько «чибиков» вышибет, так играли на деньги; играли в карты

- игра в мячик: делали большой круг, делились на две партии (по десять человек), кидали «жеребий» – одна партия вставала в круг, остальные вставали по-за кругу и выбивали мячиком тех, кто в кругу, мячик «ухоранивали» (не показывали); если игрок не смог выбить, то он выходит, если выбил, то выходит тот, кого выбили; те, кто в кругу, могли мячик ловить, чтобы отнять у другой партии; «жеребий» - делали две палочки – одна побольше, другая поменьше, надо было вытаскивать – например, маленькая – дак в кружок, а большая – дак по-за кружку; так играли и маленькие ребятишки и взрослые ребята

- по воскресеньям все собирались на улице, гуляли; нельзя было работать

- играли «ухоронкой»: несколько человек убегали, прятались, один человек должен был их искать, когда он кого-нибудь увидит, то бежит и за гвоздь хватает

- большие «гачули» были в Киргодах, в Камешнике на речке; вечерами молодежь собирались у качелей и качались

- играли «чертой» [«классики»]: чертили две «ступеньки», потом «крест», потом опять – две «ступеньки» и «крест», потом девочки и ребята скакали

 

Репортаж

26

О календарных обрядах и праздниках:

 

- ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ (?): гадали – выбегали на дорогу «на крестки»; гадали на яйцах, наливали в стакан воды, разбивали яйцо, отпускали белок и смотрели, что выйдет, кричали: «Церква, церква, церква» - значит, замуж выйдешь

- СВЯТКИ: гадали

- дети «насдобились», ходили «цыганам», им давали хлеба, крупу, сахар

- «кудесам» ходили: наряжались в стариков, старух, наряжались в хорошее – девочка в мальчика, наряжались в «прежнее» (старинную одежду); ходили по домам, в клуб приходили

- «кудеса» лица закрывали платком; когда «кудеса» приходили на беседу, лицо не открывали, все гадали – кто пришел, потом «кудеса» открывали лицо

- «кудеса» плясали, им давали место на беседе

- «кудеса» - «старики, «старухи» приходили, плясали и лицо никогда не показывали, потому что «одеты плохо»; они не просили, чтобы им подавали; «кудеса» плясали – хозяин им играл «в губы» [ртом, под язык]

- ребята давали девкам «хрены» - били девок лопатой, которой снег разгребают, девки навязывали себе всего сзади, [чтобы было не больно]; парни приходили, брали лопату и заставляли девок выходить по очереди, говорили: «Сейчас хрен˜ станем давать»; если девка не выходила, то ее вытаскивали; стукали каждую девку по одному разу; если девка не нравилась парню, то ее били сильней, даже могли стукнуть ребром лопаты

- приносили «покойника»: клали голого на скамейку, девки заскакивали на лавки, хватали всех девок по очереди и заставляли целовать «покойника» в лицо; потом «покойника» уносят

- приводили «дровосека»: говорили, что он в лесу что-то неправильно срубил, и его «наказывали» – клали его на скамейку и заставляли снимать всю одежду, когда он оставался голым, то начинал скакать по лавкам к девчатам; так приводили «мужчину в годах», парни так не шутили; «покойником» тоже был мужчина

- под Вологдой была на «веселой» беседе: беседа была в амбаре, парни с девушками плясали парами и потом садились парами; если парень оставался без пары, ему кричали: «Конопатит, конопатит», парень хотел убежать, но женщины его не пускали

- БЛАГОВЕЩЕНЬЕ: большой праздник, гуляли

- ПАСХА: пекли паску, в церкву ходили (была на мысу на реке Ковже), в гости ходили; могли дарить маленьким детям яички

- ТРОИЦА: на кладбище ходили, брали вино, пироги, яйца, поминали; раньше на могилах столиков не было, когда кладбище было у церкви; раньше поминали прямо на могиле, стелили скатерку или газетку

 

Репортаж

27

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- покойника обмывали, клали; потом делали гроб, околачивали, приносили в дом и покойника клали в гроб вдоль пола; хоронили через трое суток; всех приглашали на поминки – делали три стола

- сороковой день, годовщина – поминки

- в сороковой день «встречали покойника»: старушки собирались у дома, зажигали свечку и пели «песенку» - «Просим зайти», потом все садились за стол, наливали стопочку для покойника и ставили вместе с пирогом в угол

- старушки выходили из дома на крылечко и стояли, а родственники умершего ходили на кладбище и «приглашали» его в дом; потом они приходили с кладбища, «приводили душу» и стояли у крыльца, а старушки выходили из дома и пели «песенку»; потом все шли в дом, там наливали всем стопки и отдельную стопочку – для покойника; в 12 часов дня все выходили из-за стола и «провожали» покойника по улице, молились, вставали на коленки; на кладбище больше не ходили; после этого снова все возвращались в дом и угощались

- в годовщину тоже справляют и «приглашают душу»; собирают много народу; за столом для покойника оставляли свободное место; «душа приходит» одна, никого с собой не приводит

- раньше после похорон топили баню и мылись

Репортаж

 

 

 

 

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 199 >
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198