Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 132 |
|
||||
|
|
Ед. хр. | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 199 > |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | ||
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | ||
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | ||
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |
Вологодская обл., Шекснинский р-н, Камешниковский с/с, д. Камешник 28.07.2003 |
|
Зап.: Кулев А.В., Кулева С.Р., Кулева М.А. |
||
Исп.: Клевцова Евдокия Федоровна, 1915 г.р., род на хуторе около Устьянова
|
||||
01 |
О календарных обрядах и праздниках:
- МАСЛЕНИЦА: дети катались с «горушки» на саночках»; катались на конях - ребята жгли на реке костер – «затопляли» - если кто-то проезжал мимо костра на лошадях, за ними бежали с «головяшками» - ребята собирали на реку дрова и «затопят» костер - с «головяшками» ребята бежали за людьми, проезжающими на конях, пугали, кидали «головяшками», но специально не попадали в людей - ПОСТ: «молошное» не ели, варили постные щи, ели картошку - ПАСХА: начинали кушать «все хорошее» - собирались в одно место – на берег, ребята приходили с гармоньями, все гуляли, плясали - раньше были гармони-хромки, вяток было мало – «стали не в моде» - мать варила по два яичка, дети кушали - ходил поп, ему давали десять яиц
|
Репортаж |
||
02 |
- староверы жили на хуторе - староверов переселяли; дома забирали у староверов - староверы жили сами по себе - староверов хоронили вместе со всеми – всех возили на один погост - раньше погост и церковь были там, где сейчас река поворачивает; сейчас все затопило - староверы переехали сюда с Угрюмова, Яганова - староверы «ни к кому ни касались»
|
Репортаж |
||
03 |
Об окказиональных обрядах (обходе при пожаре):
- когда дом горит, надо обходить его с иконой и идти на реку, там надо говорить молитвы - чтобы пожар прекратился, надо обойти дом с иконой – «Бог так велел» - чтобы при пожаре ветер отвернул от дома, надо что-то говорить - старушка обошла с иконой горящий дом, поставила иконку и сказала: «Витерок, дуй на лесок», молитву «становила», ветер стал поворачивать от дома; старушка говорила молитву: «Витерок-батюшко, подуй-ко на лесок», обошла с иконой дом и повернула икону «на лесок»; после этого ветер повернул на лесок
|
Репортаж |
||
|
|
|
|
|
Вологодская обл., Шекснинский р-н, Камешниковский с/с, д. Камешник 28.07.2003 |
|
Зап.: Кулев А.В., Кулева С.Р., Кулева М.А. |
||
Исп.: Копотина Анна Васильевна, 1912 г.р., зд.
|
||||
04 |
Так и нет таково, да, лёй, лёй, да. Нет такова молодца, да, лёй, лёй, да.
- снач. комм.: раньше пели жениху - окончание – текст
|
Свадебная |
||
05 |
Ой, уж ды как тибе, Аннушка не тошно, Ой, уж(и) как тибе, Ивановна, не горькё. О[й], как чужая-та родня кругом обсела, Ой, как своя бедна родня прочь отступилася.
- снач. комм.: невесте пели - проба напева
|
Свадебная |
||
06 |
Шчо у нас-то во чес[т]ном дому, да Шчо у нас-то во чес[т]ном дому, да. Поевилса небывалой гость, да Поевилса небывалой гость, да.
- снач. комм.: поют жениху, когда он поедет к «винч?нью»; невеста сидела плакала, девки все сидели за столом
|
Свадебная |
||
07 |
По саду, было по садику, да. По зелену виноградику, да По зелену виноградику, да.
- снач. комм.: невеста сидела до свадьбы дома, когда ее просватают; девушки с беседы приходили к невесте с песнями; выйдут с беседы и запевают
|
Свадебная |
||
08 |
Мои милые голубушки, Вы пришли миня проведати Со смирённые беседушки.
- снач. комм.: когда девушки споют песню, невеста причитала
|
Свадебное причитание невесты |
||
09 |
- комментарии к песне «По саду, было по садику»: девушки выходили с беседы, шли по улице и пели; невеста выходила в сени, навстречу к ним, и причитала, «спасает»; девушки пели одну песню и уходили - у невесты у «дивишник»
|
Репортаж |
||
10 |
Умывайсь, наша голубушка, Намылась, наша голубушка, Повезут ко звону да колокольному, да Ко читаньицу господнему.
- снач .комм.: когда невеста мылась в бане, девушки подходили к бане и пели - фрагмент текста
|
Свадебное коллективное причитание (?) |
||
11 |
- девушки пели у бани, а невеста в это время мылась, с ней была крестная («боженька») - когда невеста шла из бани, «боженька» обметала всю дорогу «виником», чтобы не наворожили, порчу не накидали - раньше ворожили на свадьбах
|
Репортаж |
||
12 |
О календарных обрядах и праздниках:
- ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ: мама выходила босиком на снег («на наст») – «пожнёт» [показывает, как будто жнет], «покутыргаётся» [кувыркается], чтобы спина болела
|
Репортаж |
||
13 |
- девушки с парнями раньше встречались только на беседах - мама держала дочь строго, вечерами никуда не пускала
|
Репортаж |
||
Вологодская обл., Шекснинский р-н, Камешниковский с/с, п. Киргоды 29.07.2003 |
|
Зап.: Кулев А.В., Кулева С.Р., Глушкова Т.Н. |
||
Исп.: Трапатанова Анна Степановна, 1928 г.р., зд. (кирилловская гармонь)
|
||||
14 |
|
Наигрыш на гармони |
||
15 |
- комм.: раньше играла на балалайке, на гармони научилась играть, когда вышла замуж (у мужа была гармошка); раньше под эту игру все плясали – и девки, и парни
|
Наигрыш на гармони |
||
16 |
|
Строй гармони |
||
17 |
- если парень плясал, то играли «Хулигана», если девка плясала – играли «Русского» - А.С. играет «на низу» (на «нижних» клавишах»)
|
Репортаж |
||
18 |
- комм.: можно петь с перерывом, можно – без перерыва; раньше ходили по деревне, под этот наигрыш пели песни; теперь поют песни за столом
|
Наигрыш на гармони с частушками |
||
19 |
- комм.: «Под пляску « надо играть также, но «почаще»
|
Наигрыш на гармони |
||
Вологодская обл., Шекснинский р-н, Камешниковский с/с, п. Киргоды 29.07.2003 |
|
Зап.: Кулев А.В., Кулева С.Р., Глушкова Т.Н. |
||
Исп.: Нестерова Александра Павловна, 1922 г.р., род. – д. Березник
|
||||
20 |
- пряли лен – приходили к каждой девушке по очереди - «веселая» беседа: на неделю выкупали избу, приходило много народу изо всех мест, сидели «п† трою» [на коленях]; женщины приходили; когда начиналась драка, все разбегались, выскакивали в окошко - «веселые» беседы – одна неделя в Камешнике, вторая – в Березнике, и так устраивали в каждой деревне по неделе - «веселые» беседы начинались зимой, когда снег нанесет - девки пряли днем до беседы, а вечером шли на «веселую» - если не было «веселой» в своей деревне, то девка могла один вечер не ходить в другую деревню на «веселую», чтобы поработать - на «веселой» местные девки всех гостей рассаживали, находили место - «в горе ходили»: был отдельный чулан или комната, там сидели «в горе» парами – девка с парнем; парень просит девку послать ему другую девку, и наоборот; на «веселой» собиралось много пар – сидели «в горе» - если «в горе» вызывали чужого парня или девку, то кричали «Труба, труба», стучали по трубе
|
Репортаж |
||
21 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: приводили «медведя», он скакал – «все и трубы вылетят»; «медведь» - шубы выворачивали, веревку привязывали на улице, открывали двери на морозе и тащили «медведя» в избу, «медведь» бегал за девчатами, а они убегали от него - Святки – с Николы до Крещенья - ребятишки и взрослые ходили под окошками, пели песни - в домах, где были ребята, девочки заваливали двери, чтобы им было не выйти; оглобли выворачивали у дровень; ребята заваливали двери у девушек - пели «Каледу» - угоняли дровни и катались |
Репортаж |
||
|
|
|
||
|
- МАСЛЕНИЦА: катались на санях; были «выездные» сани для праздников (Масленица, Никола), чтобы ездить в гости в другие деревни всей семьей; сани большие – сзади сидело четыре человека и спереди – двое - всю масленичную неделю с воскресенья катались на санях по деревням каждый день – первый день на Городище, второй день в Киргодах, на третий день в Камешнике, на четвертый в Березнике и т.д.; - парни приглашали и катали девок, девки садились друг на дружку, на колени, парень их опрокинет
|
|
||
22 |
- НИКОЛА (19 декабря): холили в гости - ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ: Петров день, Спасов день – праздники в Киргодах, маленький (14 августа) и большой Спасов день – в Камешнике, Заговенье (неделя от Троицы), Спасов день – на Березнике, Троица и Успеньё – в Каликине
|
Репортаж |
||
23 |
О календарных обрядах и праздниках:
- ЯИЧНОЕ ЗАГОВЕНЬЕ (осенью? возможно, путает, должно быть летом): красили яйца; на беседы девки приносили ребятам, с которыми гуляли, «грудки» [несколько яиц]; девка положит («ухоронит») где-нибудь (на улице или в коридоре) «грудку», парню шепнет, куда положила, он выйдет и возьмет; яйца красили в разные цвета – красные, от веников листьями красили - потом парень дарил девушке конфеты – в любой день, когда купит - нельзя было отдать парню «грудку» при всех – «не хорошо», надо было «скрытно»; «грудка» - два, три яйца или пяток - яйца для девок варили матери
|
Репортаж |
||
24 |
- ПЕТРОВ ДЕНЬ (в Киргодах), ЗАГОВЕНЬЕ ЛЕТНЕЕ (в Березнике): посреди деревни ставили стол, когда приезжал поп, гнали коров, поп опрыскивал всех коров - в Петров день все приходили гулять в Киргоды, там была часовенка и ходили кругом нее - в Березнике была одна улица, в Заговенье «не было места, чтобы не было людей»: одна половина людей идет в одну сторону по улице, другая половина – идет в другую сторону; было столько гармошек, что «в ушах звенело»; везде плясали; драки были, «дрались гораздо» деревня на деревню - на Петров день в Киргоды приходили гулять со всех деревень – с Коленица, с Роботина и др.; на Березнике также было в Заговенье – «п†лна деревня»; все гуляли на улице; - девушки и парни звали свих подруг и друзей к себе в дома в гости - в Петров день гуляли два дня - в Заговенье на второй день мужчины водят друг друга допивать пиво – у кого, что осталось - раньше все собирались отдельно, все «в куче» – женщины с женщинами, мужчины с мужчинами, отдельно девчата большие
|
Репортаж |
||
25 |
О молодежных играх в престольные праздники:
- молодежь (взрослые парни) играли вместе с мужчинами в мячик, в «чубики»: делали десять «чибиков» (чурбачков), ставили их, делали шар и катали его – кто сколько «чибиков» вышибет, так играли на деньги; играли в карты - игра в мячик: делали большой круг, делились на две партии (по десять человек), кидали «жеребий» – одна партия вставала в круг, остальные вставали по-за кругу и выбивали мячиком тех, кто в кругу, мячик «ухоранивали» (не показывали); если игрок не смог выбить, то он выходит, если выбил, то выходит тот, кого выбили; те, кто в кругу, могли мячик ловить, чтобы отнять у другой партии; «жеребий» - делали две палочки – одна побольше, другая поменьше, надо было вытаскивать – например, маленькая – дак в кружок, а большая – дак по-за кружку; так играли и маленькие ребятишки и взрослые ребята - по воскресеньям все собирались на улице, гуляли; нельзя было работать - играли «ухоронкой»: несколько человек убегали, прятались, один человек должен был их искать, когда он кого-нибудь увидит, то бежит и за гвоздь хватает - большие «гачули» были в Киргодах, в Камешнике на речке; вечерами молодежь собирались у качелей и качались - играли «чертой» [«классики»]: чертили две «ступеньки», потом «крест», потом опять – две «ступеньки» и «крест», потом девочки и ребята скакали
|
Репортаж |
||
26 |
О календарных обрядах и праздниках:
- ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ (?): гадали – выбегали на дорогу «на крестки»; гадали на яйцах, наливали в стакан воды, разбивали яйцо, отпускали белок и смотрели, что выйдет, кричали: «Церква, церква, церква» - значит, замуж выйдешь - СВЯТКИ: гадали - дети «насдобились», ходили «цыганам», им давали хлеба, крупу, сахар - «кудесам» ходили: наряжались в стариков, старух, наряжались в хорошее – девочка в мальчика, наряжались в «прежнее» (старинную одежду); ходили по домам, в клуб приходили - «кудеса» лица закрывали платком; когда «кудеса» приходили на беседу, лицо не открывали, все гадали – кто пришел, потом «кудеса» открывали лицо - «кудеса» плясали, им давали место на беседе - «кудеса» - «старики, «старухи» приходили, плясали и лицо никогда не показывали, потому что «одеты плохо»; они не просили, чтобы им подавали; «кудеса» плясали – хозяин им играл «в губы» [ртом, под язык] - ребята давали девкам «хрены» - били девок лопатой, которой снег разгребают, девки навязывали себе всего сзади, [чтобы было не больно]; парни приходили, брали лопату и заставляли девок выходить по очереди, говорили: «Сейчас хрен˜ станем давать»; если девка не выходила, то ее вытаскивали; стукали каждую девку по одному разу; если девка не нравилась парню, то ее били сильней, даже могли стукнуть ребром лопаты - приносили «покойника»: клали голого на скамейку, девки заскакивали на лавки, хватали всех девок по очереди и заставляли целовать «покойника» в лицо; потом «покойника» уносят - приводили «дровосека»: говорили, что он в лесу что-то неправильно срубил, и его «наказывали» – клали его на скамейку и заставляли снимать всю одежду, когда он оставался голым, то начинал скакать по лавкам к девчатам; так приводили «мужчину в годах», парни так не шутили; «покойником» тоже был мужчина - под Вологдой была на «веселой» беседе: беседа была в амбаре, парни с девушками плясали парами и потом садились парами; если парень оставался без пары, ему кричали: «Конопатит, конопатит», парень хотел убежать, но женщины его не пускали - БЛАГОВЕЩЕНЬЕ: большой праздник, гуляли - ПАСХА: пекли паску, в церкву ходили (была на мысу на реке Ковже), в гости ходили; могли дарить маленьким детям яички - ТРОИЦА: на кладбище ходили, брали вино, пироги, яйца, поминали; раньше на могилах столиков не было, когда кладбище было у церкви; раньше поминали прямо на могиле, стелили скатерку или газетку
|
Репортаж |
||
27 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- покойника обмывали, клали; потом делали гроб, околачивали, приносили в дом и покойника клали в гроб вдоль пола; хоронили через трое суток; всех приглашали на поминки – делали три стола - сороковой день, годовщина – поминки - в сороковой день «встречали покойника»: старушки собирались у дома, зажигали свечку и пели «песенку» - «Просим зайти», потом все садились за стол, наливали стопочку для покойника и ставили вместе с пирогом в угол - старушки выходили из дома на крылечко и стояли, а родственники умершего ходили на кладбище и «приглашали» его в дом; потом они приходили с кладбища, «приводили душу» и стояли у крыльца, а старушки выходили из дома и пели «песенку»; потом все шли в дом, там наливали всем стопки и отдельную стопочку – для покойника; в 12 часов дня все выходили из-за стола и «провожали» покойника по улице, молились, вставали на коленки; на кладбище больше не ходили; после этого снова все возвращались в дом и угощались - в годовщину тоже справляют и «приглашают душу»; собирают много народу; за столом для покойника оставляли свободное место; «душа приходит» одна, никого с собой не приводит - раньше после похорон топили баню и мылись |
Репортаж |
||
|
|
|
|
|
|
|
Ед. хр. | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 199 > |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | ||
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | ||
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | ||
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |