Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 15 >>> Белозерский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 186

 

<<< предыдущий

следующий >>>

101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 > 199
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198

 

 

Вологодская область,

Белозерский район,

Шольский с/с

д. Зубово

17.08.04.

 

Зап Кузьмина Т. А.

Пак Е. В.

Маркова Л. Ф.

Исп.: Кузьмина Анна Ивановна, 1918 г.р., род. - д.Морьево Шольского с\с

 

1.

О календарных обрядах:

 

ЕГОРИЙ

- когда выпускали скот, всем подстригали хвосты, потом бросали в навоз в хлеву

- к вечеру этого дня женщины собирались на праздник, приносили своё угощение

- хозяйки выпускали коров обутые и с покрытой головой, босиком и с непокрытой головой коров выпускать было нельзя

- женщины собирались пели и плясали, заранее готовили угощение, выпечку

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ

- в Великий четверг рано утром копались в «жаратке» – жаровне  и считали деньги, чтобы они водились в доме

ЕГОРИЙ

- когда первый раз выгоняли скот, на дворе клали хлебную лопату и ухват, так, чтобы коровы через них перешагнули, когда выходят и когда возвращаются

 

Репортаж

2.

О пастушеских обрядах:

 

- у каждого пастуха был отпуск, чтобы скотина не пропадала, и медведь ее  не трогал

- чтобы скотина не пропадала, пастуху нужно было знаться с «батюшком», который в лесу – с лешим

 

Репортаж

3.

О представлениях и верованиях:

 

- одна женщина – дальняя родственница зналась с лешим, и когда у нее пропала корова, пошла к нему, чтобы корову вернуть, а леший сказал, что корову съел пастух, женщина не поверила и пошла снова к нему, тогда леший сделал так, что перед ней земля стало горой, а на горе – змеи, а она не могла подняться в эту гору – леший стаскивал ее сзади несколько раз, после этого женщина заболела и умерла

- в лес к лешему нужно ходить в полночь

- иногда леший мог сказать, куда придти за коровой и корова там оказывалась

- когда леший идет по лесу, поднимается ветер, а если его вызвать без дела, то может начаться буря

- сейчас с лешим знается соседка Дорошенко Анна Яковлевна

 

Репортаж

4.

О календарных обрядах:

 

- девушки ходили выгадывать женихов, брали сковородник и зачерчивались на перекрестке дорог, если парни об этом узнавали, то могли придти и напугать

- говорили, что жениха можно выслушать в бане или увидеть в зеркале

 

Репортаж

 

5.

Хозяин с хозяюшкой,

 

Давайте будём баенку топить,

Намоетесь вы и я

 

- внач. комм.: говорит, перед тем, как затопить баню

- комм.: сначала они моются, а потом сама

 

Приговор

6.

О представлениях и верованиях:

 

- когда начинали что-то строить, клали деньги или жито под углы

- если переходили в другой дом, окупали место – в углы клали по копеечке

- чтобы скотина жила в новом хлеве, нужно в углы класть жито – ячмень, при этом нужно что-то говорить

 

Репортаж

7.

Пришла жить,

Примите, хозяин с хозяюшкой

 

- внач. комм.: когда переходила жить в другой дом, так говорила

- комм.: переходя в новый дом, нужно пускать кошку, а потом самому заходить

 

Приговор

8.

О представлениях и верованиях:

 

- в бане хозяину оставляют воду и веник

- раньше говорили, что в воде есть водяной

- ночью купаться нельзя

 

Репортаж

9.

О пастушеских обрядах:

 

- пастух обходил стадо с решетом в руках, в решете лежало яйцо, хлеб и свечка

- хозяйки своих коров обходили с решетом, при этом молились, в решете носили вербу, оставшуюся с Вербного воскресенья

 

Репортаж

10.

О календарных обрядах:

 

- в Троицу приносили из леса березки и ставили их к окнам и к дверям домов, могли ставить над дверями, верхушки завязывали

- в Троицкую субботу ходили на кладбище, поминать умерших

 

Репортаж

11.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- поминать на кладбище ходили, брали с собой еду: пироги с рыбой и с творогом

- раньше на кладбище угощение носили в корзинках

- на могилке стелили скатерку или полотенце

- сама, приходя на могилки, кланяется, рукой прикасается к надгробьям, уходя, тоже кланяется

- когда умер сын, топила баню на все урочные дни, носила туда одежду покойного

- на 40 дней звала в баню мыться

- в 40 день на могилку нужно ставить свечку

- раньше на кладбище причитали

- когда человек умирает, накануне урочных дней сидят и пьют чай

- на 40 день и на год обязательно нужно поминать

- на поминках покойнику мужчине ставили рюмку вина, которая стояла до 40 дня потом это вино выливали на передний угол дома

 

Репортаж

Вологодская область,

Белозерский район,

Шольский с/с

д. Зубово

17.08.04.

Зап Кузьмина Т. А.

Пак Е. В.

Маркова Л. Ф.

 

 

 

 

Исп.: Левина Елизавета Васильевна, 1920 г.р., род. - д.Старое Село Городищенского с\с

 

 

12.

О календарных обрядах:

 

- праздновали Пасху, Митров день (Димитрия Солунского)

- на праздники собирались родственники

- пекли пироги из своей муки с ягодами, с яблоками, варили холодец, суп, тушенку – картошку с мясом, готовили жаркое

 

Репортаж

13.

О свадебном обряде:

 

- свадьбу праздновали сначала у родителей невесты, потом в доме жениха

- у невесты был девичник, но сама не видела

 

Репортаж

14.

О календарных обрядах:

 

ЕГОРИЙ

- в мае праздновали Егория, первый раз выгоняли скотину, потом праздновали

- нанимали пастуха, и пастух обходил стадо

- знающие хозяйки обходили своих коров

СВЯТКИ

- зимой ходил с прялками на вечёрки, туда же могли придти «кудеса», наряженные в старинные сарафаны и рубахи, они могли плясать и играть «под язык»

 

Репортаж

15.

Коледа, коледа,

Зародилась коледа

Накануне Рождества.

К†леда,

Мы искали коледу

За поповым, за двором,

Что попов-то двор

На семи столбах,

На восьми верстах

 

- фр. текст.

- внач. комм.: пели накануне Рождества

- повтор

- повтор

- комм.: еще дальше слова есть

- с коледой ходили взрослые парни и девушки

- за коледу давали, кто что мог, все собранное потом вместе съедали

- с коледой ходили вечером

 

Колядка

16.

О ремеслах:

 

- ткали весной, когда пряжа была наснована и заправлена в кросна

- пряли зимой

 

Репортаж

17.

О пище:

 

- в пост нельзя было есть яиц и мяса

- ели картошку и квас

- в войну ели лепешки из травы

 

Репортаж

18.

Баю, баюшки, баю,

Сидит барин на краю

Он не беден, не богат,

У нево много робят

Все по лавоцькам сидят

Кашу манную идят

 

- текст

- повтор

- комм.: в потолке было кольцо, в которое вставлен очеп, на очепе висела зыбка, в которой качали детей

 

Колыбельная

19.

На миня и на людей

 

- фр. текст.

 

Закличка

20.

Радуга, дуга, дуга,

Принеси молока

 

- фр. текст.

 

Закличка

21.

Коледа, коледа,

Зародилась коледа

Накануне Рожества

Коледа.

 

- фр. текст

 

Колядка

22.

О лесных заготовках:

 

- когда шли в лес за ягодами, подбрасывали корзинку, чтобы больше ягод набрать

- веники заготавливали с 1 августа, когда лист на березе достигал полного размера

 

Репортаж

23.

Много время показалоси,

Тело бело замаралоси

 

- фр. текста

- внач. комм.: накануне поминальных дней топили баню, звали покойника в баню, кто умел, приглашал причетом

- комм.: покойнику в бане наливали воду, если при жизни парился, то оставляли веник, приносили одежду

- в баню звали накануне урочных дней, потом шли мыться сами

- вечером приходили родственники, сидели

- на утро урочного дня ходили на кладбище, потом дома справляли поминки справляли

 

Поминальное причитание

Вологодская область,

Белозерский район,

Шольский с/с

д. Зубово

17.08.04.

Зап Кузьмина Т. А.

Пак Е. В.

Маркова Л. Ф.

 

 

 

 

Исп.: Дорошенко  Анна Яковлевна, 1925 г.р., род. - д.Прислоново Покровского с\с Вашкинского р-на

 

24.

Собачка искусала, собачка и залечила

 

- внач. комм.: если укусила собака, то нужно взять шерсть той собаки, сжечь и пеплом помазать раны, тогда они быстро заживут

- комм.: собаки хорошо лечат, порез языком лизнет и заживает быстро

 

Заговор

25.

О календарных обрядах:

 

- праздновали Покров, Хролов день (Флора и Лавра), Никола летний и зимний, Казанская, Сергий, Крещение

- на Покров приезжало много гостей; собирались все родственники

- до Покрова старались все работы закончить

 

Репортаж

26.

Ангел мой, будь со мной,

Ты вперед, я за тобой,

Помоги, Боже

 

- внач. комм.: пред тем, как куда-то ехать, нужно сказать

- комм.: если так сказать, то  дорога будет удачной

- повтор. зап.

 

Молитва

27.

Гром, греми, а молния, в землю иди. Аминь.

 

- внач. комм.: когда начиналась гроза, мать выбрасывала на землю чугунную сковороду кверху дном и говорила такие слова

- комм.: молния ни одного дома не трогала

- повтор. зап.

- комм.: после смерти матери 3 дома сгорело от молнии

 

Заговор

28.

Молния, сверкай, в землю иди,

Гром, греми, тихо пройди

 

- комм.: мать бросала сковороду и приговаривала

- повтор. зап.

 

Заговор

29.

О церкви:

 

- в деревне была деревянная церковь, но приехал человек и приказал сломать ее, а иконы зарыл в землю, но старики их откопали и взяли себе

- человек, приказавший сломать церковь, вскоре умер

 

Репортаж

30.

Господи Боже, благослови наш светлый день Божий,

Дай, Господи, здоровья всем моим родным и близким,

Благослови их, Боже, на добрый путь и на добрые дела,

Дай им, Господи тово, чево я желаю

 

- внач. комм.: мать учила молиться, нужно утром встать, умыться и помолиться Богу перед иконой

 

Молитва

31.

О представлениях и верованиях:

 

- 16 лет назад тяжело заболела, на «скорой» 3 раза возили в церковь, молилась на коленях по два часа перед иконой Богородицы, ставила свечи за здравие и поправилась

- в церковь, приносили полотенце и весили на какую-нибудь икону, как подарок

 

Репортаж

32.

За Крешшение идем кусочик мяса,

Желаем хозяевам всем здоровья и скотинушке всёй здоровья

 

- внач. комм.:  в Крещение в церковь привозили вареное мясо, и каждый прихожанин мог его попробовать, так делали, «чтобы скотина велась»

- комм.: перекрестившись, все брали вилками по кусочку и ели

 

Приговор

33.

О календарных обрядах:

 

- в праздники ходили в церковь

- в Николу зимнего молодежь скатывала с горы все дровни, стоявшие у конюшни

- с Николы до старого Нового года ходили «кудесам», приходили в дом, бросали на пол угли и по ним плясали, хозяева за это ругались

 

Репортаж

34.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- сама себе приготовила на кладбище памятник, раньше люди так же делали – заранее готовили себе гроб

 

Репортаж

35.

Как скучны дни, как скучны ночи,

Когда не вижу я тебя,

Я сижу, не сплю до полночи,

О, милый мой, я жду тебя.

 

Ты вспомни комнату уютну,

Где сидели мы с тобой,

Ты целовал мне алы губы,

Я называла: «милый мой»

 

- текст

- комм.: сочинила, когда умер муж

 

Авторская песня

36.

О представлениях и верованиях

 

- мать говорила, что если человек много грешил, то на том свете ему будет плохо, а если не грешил – хорошо

 

Репортаж

37.

<>

И на высоком берегу,

На ней косят и пашут,

И коровушки пасутся на лугу

 

А раньше в ней ведь людно было,

И много было маленьких детей

А теперь сидит в черёмухе густой

Да распевает соловей

 

Стихотворение

38.

За грубости, за шалости,

За всё меня прости,

Где жить я буду.

Может в шалаше,

Но тебя, родная,

Всегда храню в душе

 

- комм.: сочинила сама

 

Стихотворение

39.

Боженька, милостливый,

Кровь мою возьми,

А мне в здоровье помоги

 

- внач. комм.: нельзя никому показывать первые месячные и сказать такие слова

- комм.: следы первых месячных нужно уничтожить, сама сжигала

 

Молитва

40.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- одежду, которая была на покойном в момент смерти, сжигали те, кто оставался дома, когда покойного увозили на кладбище, эти же люди мыли пол и накрывали на стол

- когда мыли пол, то все переворачивали кверху дном

- покойника мыли родственники, мужа обмывала сама

- с теми, кто мыл покойника рассчитывались деньгами или что-то дарили, чаще всего – полотенце

- мыло и полотенце, которыми мыли покойника, кладут с ним в гроб, а для того, кто мыл топят баню

- воду после обмывания выливали в огород и зарывали землёй, чтобы эту воду «не шевелить»

- раньше, когда покойников обмывали из деревянных шаек, то шайки сжигали

- по покойнику причитали

 

Репортаж

41.

Уж, ветры буйны, да пораздуйтеся,

Уж сыра земля, да порассыпься,

Уж гробова доска, да росколися,

Откинься полотенечко,

Откройтесь ясные глаза

 

- текст

- внач. комм.: подходя к кладбищу, начинает причитать

- повтор. зап. напев.

 

Поминальное причитание

42.

О календарных обрядах:

 

- в праздники собирались родственники из разных деревень, на стол выставляли 2 бутылки водки и горшок пива, никто не напивался

- женщины вина не пили

- гости обсуждали домашние дела, пели песни

- гуляли 2 дня

 

Репортаж

43.

Ты куда, да собрался,

Да у матери не спросился,

Вы, ворота, отворитеся

Да на петле остановитеся

 

- текст

- внач. комм.: причет, когда покойника выносят из дома

 

Похоронное причитание

44.

О знахарстве:

 

- соседка поссорилась с другой женщиной, у которой один глаз не открывался, у соседки тоже перестал открываться глаз, в больнице врачи ничего не смогли сделать, а сама наговорила кусок сахара, и соседка поправилась

 

Репортаж

45.

Хозяин с хозяюшкой,

С малым детушкам,

Мою скотинушку (имя скажешь)

В дом пустите,

Поите, кормите,

Баско водите

И ото всех невзгод оберегите

 

- внач. комм.: когда собираешься купить новую скотину, нужно веточкой колотить по всем 4 стенам хлева и говорить эти слова

- комм.: когда покупаешь, веточку нужно брать с собой, а потом, когда скотина уже дома, положить ветку под матицу в хлеве и не трогать, а скотина будет есть, пить и ничем не заболеет

- повтор

- если животное окажется другого пола или с другим именем, то прежде, чем его пустить на двор, нужно пойти и похлестать веткой снова, прося пустить именно это животное

 

Заговор

46.

Тын железный от неба до земли

На всё лето красное

Моих животных (имя говоришь) спаси и сохрани и домой приводи

 

- внач. комм.: когда в Егория первый раз скотину выпускают, нужно положить на дворе под порог веревку, а над воротами любой железный предмет, чтобы скотина прошла, перешагнув через веревку и сказать слова

- комм.: тогда скотина домой будет ходить сама в одно и то же время, веревочку и железку нужно спрятать, чтобы никто не трогал

 

Заговор

47.

Хлеб, батюшко,

Жена, матушка,

Мою скотинушку (имя скажешь)

Домой ведите,

Пойте, кормите,

И каждый день домой пригоните,

Она стоит, шатаетцэ,

Домой не являетцэ.

Во веки веков. Аминь.

 

- внач. комм.: у соседки корова не ходила домой, тогда А. Я. куском хлеба привела ее в хлев, застала, и с тех пор корова домой ходила

- комм.: когда хлеб отрезала, говорила эти слова, все трубы в доме должны быть закрыты, чтобы слова не улетали

 

Заговор

48.

Хозяин батюшко,

Жена матушка,

Мою скотинушку домой гоните,

Пойте, кормите

И баско водите

 

- комм.: скотина всегда будет домой ходить

 

Заговор

49.

О родильных обрядах:

 

- роды раньше принимали знающие женщины, отрезали пуповину и завязывали

- сама родила двойняшек, мать роды принимала

- обихаживать ребенка учила мать

 

Репортаж

50.

О знахарстве и колдовстве:

 

- от сглаза есть слова, но говорить их не надо, лучше написать, чтобы другие знали 

- сглазить могли даже невесту во время венчания

 

Репортаж

51.

О свадебном обряде:

 

СВАТОВСТВО

- родители жениха приезжали к родителям невесты и разговаривали, мать невесты спрашивала у родителей жениха, нравиться ли им невеста, а отец жениха спрашивал о женихе у родителей невесты, если всем всё нравилось, то договаривались о дне свадьбы

СВАДЬБА

- на свадьбу лошадь и сани или телегу украшали цветами

- на свадьбе мать жениха давала напутствие детям

- невеста дарила подарки свекрови, в первый раз называла ее мамой

 

Репортаж

52.

О календарных обрядах:

 

- накануне Николы зимнего молодёжь стаскивала под гору все сани от конюшни

- в Святки – после Крещения (?) ходили «камедить» – утаскивали санки, закрывали двери

- когда ходили «кудесам», выворачивали наизнанку шубу, закрывали лицо, меняли одежду, надевали разную обувь и разные рукавицы и плясали так, чтобы было не узнать, прыгали

 

Репортаж

53.

Под пляску

 

- комм.: так плясали «кудеса»

 

Наигрыш под язык

54.

О календарных обрядах:

 

- «кудеса» наряжались «цыганкой», «медведем»

- «кудеса», когда плясали, пели все вместе разными голосами, чтобы по голосу не узнали, себе под ноги сыпали угли, лицо закрывали

- старушки могли сами «кудесам» языком подыгрывать

- «кудеса» между собой договаривались, как лепетать будут

 

Репортаж

55.

У-у-у-у

 

- внач. комм.: «медведь» приходил в дом на 4 лапах и  «орал», колотил лапами

- комм.: «меведем» наряжался молодой парень

 

Подражание животным

56.

О календарных обрядах:

 

СВЯТКИ

- наряжались покойником

- однажды пришел «покойник» – одетый в белый халат, во рту огонь, а лицо закрыто

- «цыганкой» наряжались девушки, надевали длинную одежду, платок завязывали по-цыгански, приходили в дом и просили чего-нибудь

- в Святки парни залезали на крыши и закрывали печные трубы так, что хозяева не могли растопить печь

- в праздники пекли пироги с разной начинкой, блины, сочни

МАСЛЕНИЦА

- в Масленицу обязательно пекли блины, их пересыпали толокном, мазали маслом и ставили в печь, а на стол подавали, разрезая на 4 части

- приходило много гостей, блины пекли несколько дней

- катались на лошадях, жгли костер прямо на дороге в конце деревни

 

Репортаж

57.

О строительстве:

 

- раньше дома строили вдоль дороги, один напротив другого

 

Репортаж

58.

О воспитании детей:

 

- детям рассказывали сказки, чтобы они быстрей засыпали

- дети спали на полатях

 

Репортаж

59.

Баю, баюшки, баю,

Спи, малышечка, в люю,

Я тя в люльке покачаю,

Сон я крепкий тибе доставляю

Бай

 

- напев

- комм.: раньше детей качали в люльке

 

Колыбельная

60.

Баю, баюшки, баю

Спи, малюточка, в раю,

Я тибя-та покачаю,

И малютку усыпляю

Баю, баюшки, баю

 

Колыбельная

61.

Иду путём, дороженькой,

По нехоженым тропам,

По Христовым следам,

Умоляю и уговариваю,

Выговариваю и заговариваю

Болезнь падучую, тяжелую,

Со мной апостолы, и ангелы,

И сорок святых, и сам Христос

Говорят, они заказывают,

И болезни они приказывают

Иди в чисто поле,

Широкое раздолье,

На седую волну

И поди ко дну,

Штоб раб Божий (имя скажешь)

Падучей не знал и не страдал.

Слово крепко и лепко.

Аминь, аминь.

 

- внач. комм.: наговаривать на воду, даввать пить и обмывать голову

- повтор. зап.

- комм.: это от эпилепсии хорошо помогает

- сама узнала от матери, а та – от своей

 

Заговор

62.

Кто меня тронет, тот сам уколетца

 

- внач. комм.: булавку пристегивают к рубашке изнутри

- комм.: булавку постоянно нужно носить у тела, чтобы никто не мог причинить зла

 

Заговор

63.

О представлениях и верованиях:

 

- в лесу есть лесной хозяин

- сама ходит к нему для того, чтобы вернуть пропавших коров в половине двенадцатого ночи, это страшно и рассказывать об этом нельзя

- в 23.30 выходит на перекресток дорог, приносит с собой то, что лесовому нужно

- прошлым летом у одной соседки пропала корова, искали пять дней, но не нашли и обратились к А. Я., она велела им дома открыть калитку и двери на двор, в 2 часа ночи корова была дома, лесовой сказал, что она за лесом и ее никто не видит

- в лесу люди попадают на след и пропадают

- хозяин показывается по-разному, иногда в страшном виде

- знание об этом получила от матери, а та от своей

- если знающий человек чувствует, что скоро умрет, то он должен слова выплюнуть на полено, а полено сжечь в печи

- сама лешего называет лесным хозяином

- были с мужем на болоте, и подошел человек, попросил закурить, а сама в это время обошла их кругом, и этот человек пропал

- один раз хозяин показался таким страшным, что потом пришлось 2 часа лежать на дороге и приходить в себя от страха

- женщина пришла просить найти корову пьяная, и хозяин сказал, чтобы за пьяных больше не просила

- нужно уйти на перекресток дорог, так чтобы быть в лесу и чтобы построек было не видно, там его можно вызвать, но если сам в чем-нибудь провинился, то домой живым не придти

 

Репортаж

64.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- в урочные дни – 9, 20 и 40 собирают стол, потом идут на кладбище, нужно сходить до полудня, а потом садятся за стол и поминают

- покойника приглашают домой, за столом ему оставлено  свободное место, стоит еда и питье, после поминок в 40 день, все угощение, приготовленное для покойного, выносят на улицу и бросают на дорогу

- на поминки и на похороны варят кисель, киселем поминают в последнюю очередь

- покойника все провожают, представляя, как будто бы он пошел

- за столом у покойника место в переднем углу

 

Репортаж

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 > 199
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198