Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
ОНМЦК 15 >>> Белозерский район |
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 186 |
|
||||
|
|
101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | > 199 |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | |
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | |
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | |
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |
Вологодская область, Белозерский район, Шольский с/с д. Зубово 17.08.04.
|
Зап Кузьмина Т. А. Пак Е. В. Маркова Л. Ф. |
Исп.: Кузьмина Анна Ивановна, 1918 г.р., род. - д.Морьево Шольского с\с
1. |
ЕГОРИЙ - когда выпускали скот, всем подстригали хвосты, потом бросали в навоз в хлеву - к вечеру этого дня женщины собирались на праздник, приносили своё угощение - хозяйки выпускали коров обутые и с покрытой головой, босиком и с непокрытой головой коров выпускать было нельзя - женщины собирались пели и плясали, заранее готовили угощение, выпечку ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ - в Великий четверг рано утром копались в «жаратке» – жаровне и считали деньги, чтобы они водились в доме ЕГОРИЙ - когда первый раз выгоняли скот, на дворе клали хлебную лопату и ухват, так, чтобы коровы через них перешагнули, когда выходят и когда возвращаются
|
Репортаж |
|
2. |
- у каждого пастуха был отпуск, чтобы скотина не пропадала, и медведь ее не трогал - чтобы скотина не пропадала, пастуху нужно было знаться с «батюшком», который в лесу – с лешим
|
Репортаж |
|
3. |
О представлениях и верованиях:
- одна женщина – дальняя родственница зналась с лешим, и когда у нее пропала корова, пошла к нему, чтобы корову вернуть, а леший сказал, что корову съел пастух, женщина не поверила и пошла снова к нему, тогда леший сделал так, что перед ней земля стало горой, а на горе – змеи, а она не могла подняться в эту гору – леший стаскивал ее сзади несколько раз, после этого женщина заболела и умерла - в лес к лешему нужно ходить в полночь - иногда леший мог сказать, куда придти за коровой и корова там оказывалась - когда леший идет по лесу, поднимается ветер, а если его вызвать без дела, то может начаться буря - сейчас с лешим знается соседка Дорошенко Анна Яковлевна
|
Репортаж |
|
4. |
- девушки ходили выгадывать женихов, брали сковородник и зачерчивались на перекрестке дорог, если парни об этом узнавали, то могли придти и напугать - говорили, что жениха можно выслушать в бане или увидеть в зеркале
|
Репортаж
|
|
5. |
Давайте будём баенку топить, Намоетесь вы и я
- внач. комм.: говорит, перед тем, как затопить баню - комм.: сначала они моются, а потом сама
|
Приговор |
|
6. |
О представлениях и верованиях:
- когда начинали что-то строить, клали деньги или жито под углы - если переходили в другой дом, окупали место – в углы клали по копеечке - чтобы скотина жила в новом хлеве, нужно в углы класть жито – ячмень, при этом нужно что-то говорить
|
Репортаж |
|
7. |
Примите, хозяин с хозяюшкой
- внач. комм.: когда переходила жить в другой дом, так говорила - комм.: переходя в новый дом, нужно пускать кошку, а потом самому заходить
|
Приговор |
|
8. |
О представлениях и верованиях:
- в бане хозяину оставляют воду и веник - раньше говорили, что в воде есть водяной - ночью купаться нельзя
|
Репортаж |
|
9. |
- пастух обходил стадо с решетом в руках, в решете лежало яйцо, хлеб и свечка - хозяйки своих коров обходили с решетом, при этом молились, в решете носили вербу, оставшуюся с Вербного воскресенья
|
Репортаж |
|
10. |
- в Троицу приносили из леса березки и ставили их к окнам и к дверям домов, могли ставить над дверями, верхушки завязывали - в Троицкую субботу ходили на кладбище, поминать умерших
|
Репортаж |
|
11. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- поминать на кладбище ходили, брали с собой еду: пироги с рыбой и с творогом - раньше на кладбище угощение носили в корзинках - на могилке стелили скатерку или полотенце - сама, приходя на могилки, кланяется, рукой прикасается к надгробьям, уходя, тоже кланяется - когда умер сын, топила баню на все урочные дни, носила туда одежду покойного - на 40 дней звала в баню мыться - в 40 день на могилку нужно ставить свечку - раньше на кладбище причитали - когда человек умирает, накануне урочных дней сидят и пьют чай - на 40 день и на год обязательно нужно поминать - на поминках покойнику мужчине ставили рюмку вина, которая стояла до 40 дня потом это вино выливали на передний угол дома
|
Репортаж |
|
Вологодская область, Белозерский район, Шольский с/с д. Зубово 17.08.04. |
Зап Кузьмина Т. А. Пак Е. В. Маркова Л. Ф. |
||
|
|
|
|
Исп.: Левина Елизавета Васильевна, 1920 г.р., род. - д.Старое Село Городищенского с\с
12. |
- праздновали Пасху, Митров день (Димитрия Солунского) - на праздники собирались родственники - пекли пироги из своей муки с ягодами, с яблоками, варили холодец, суп, тушенку – картошку с мясом, готовили жаркое
|
Репортаж |
|
13. |
- свадьбу праздновали сначала у родителей невесты, потом в доме жениха - у невесты был девичник, но сама не видела
|
Репортаж |
|
14. |
ЕГОРИЙ - в мае праздновали Егория, первый раз выгоняли скотину, потом праздновали - нанимали пастуха, и пастух обходил стадо - знающие хозяйки обходили своих коров СВЯТКИ - зимой ходил с прялками на вечёрки, туда же могли придти «кудеса», наряженные в старинные сарафаны и рубахи, они могли плясать и играть «под язык»
|
Репортаж |
|
15. |
Зародилась коледа Накануне Рождества. К†леда, Мы искали коледу За поповым, за двором, Что попов-то двор На семи столбах, На восьми верстах
- фр. текст. - внач. комм.: пели накануне Рождества - повтор - повтор - комм.: еще дальше слова есть - с коледой ходили взрослые парни и девушки - за коледу давали, кто что мог, все собранное потом вместе съедали - с коледой ходили вечером
|
Колядка |
|
16. |
- ткали весной, когда пряжа была наснована и заправлена в кросна - пряли зимой
|
Репортаж |
|
17. |
- в пост нельзя было есть яиц и мяса - ели картошку и квас - в войну ели лепешки из травы
|
Репортаж |
|
18. |
Сидит барин на краю Он не беден, не богат, У нево много робят Все по лавоцькам сидят Кашу манную идят
- текст - повтор - комм.: в потолке было кольцо, в которое вставлен очеп, на очепе висела зыбка, в которой качали детей
|
Колыбельная |
|
19. |
- фр. текст.
|
Закличка |
|
20. |
Принеси молока
- фр. текст.
|
Закличка |
|
21. |
Зародилась коледа Накануне Рожества Коледа.
- фр. текст
|
Колядка |
|
22. |
- когда шли в лес за ягодами, подбрасывали корзинку, чтобы больше ягод набрать - веники заготавливали с 1 августа, когда лист на березе достигал полного размера
|
Репортаж |
|
23. |
Тело бело замаралоси
- фр. текста - внач. комм.: накануне поминальных дней топили баню, звали покойника в баню, кто умел, приглашал причетом - комм.: покойнику в бане наливали воду, если при жизни парился, то оставляли веник, приносили одежду - в баню звали накануне урочных дней, потом шли мыться сами - вечером приходили родственники, сидели - на утро урочного дня ходили на кладбище, потом дома справляли поминки справляли
|
Поминальное причитание |
|
Вологодская область, Белозерский район, Шольский с/с д. Зубово 17.08.04. |
Зап Кузьмина Т. А. Пак Е. В. Маркова Л. Ф. |
||
|
|
|
|
Исп.: Дорошенко Анна Яковлевна, 1925 г.р., род. - д.Прислоново Покровского с\с Вашкинского р-на
24. |
Собачка искусала, собачка и залечила
- внач. комм.: если укусила собака, то нужно взять шерсть той собаки, сжечь и пеплом помазать раны, тогда они быстро заживут - комм.: собаки хорошо лечат, порез языком лизнет и заживает быстро
|
Заговор |
25. |
- праздновали Покров, Хролов день (Флора и Лавра), Никола летний и зимний, Казанская, Сергий, Крещение - на Покров приезжало много гостей; собирались все родственники - до Покрова старались все работы закончить
|
Репортаж |
26. |
Ты вперед, я за тобой, Помоги, Боже
- внач. комм.: пред тем, как куда-то ехать, нужно сказать - комм.: если так сказать, то дорога будет удачной - повтор. зап.
|
Молитва |
27. |
Гром, греми, а молния, в землю иди. Аминь.
- внач. комм.: когда начиналась гроза, мать выбрасывала на землю чугунную сковороду кверху дном и говорила такие слова - комм.: молния ни одного дома не трогала - повтор. зап. - комм.: после смерти матери 3 дома сгорело от молнии
|
Заговор |
28. |
Гром, греми, тихо пройди
- комм.: мать бросала сковороду и приговаривала - повтор. зап.
|
Заговор |
29. |
- в деревне была деревянная церковь, но приехал человек и приказал сломать ее, а иконы зарыл в землю, но старики их откопали и взяли себе - человек, приказавший сломать церковь, вскоре умер
|
Репортаж |
30. |
Господи Боже, благослови наш светлый день Божий, Дай, Господи, здоровья всем моим родным и близким, Благослови их, Боже, на добрый путь и на добрые дела, Дай им, Господи тово, чево я желаю
- внач. комм.: мать учила молиться, нужно утром встать, умыться и помолиться Богу перед иконой
|
Молитва |
31. |
О представлениях и верованиях:
- 16 лет назад тяжело заболела, на «скорой» 3 раза возили в церковь, молилась на коленях по два часа перед иконой Богородицы, ставила свечи за здравие и поправилась - в церковь, приносили полотенце и весили на какую-нибудь икону, как подарок
|
Репортаж |
32. |
За Крешшение идем кусочик мяса, Желаем хозяевам всем здоровья и скотинушке всёй здоровья
- внач. комм.: в Крещение в церковь привозили вареное мясо, и каждый прихожанин мог его попробовать, так делали, «чтобы скотина велась» - комм.: перекрестившись, все брали вилками по кусочку и ели
|
Приговор |
33. |
- в праздники ходили в церковь - в Николу зимнего молодежь скатывала с горы все дровни, стоявшие у конюшни - с Николы до старого Нового года ходили «кудесам», приходили в дом, бросали на пол угли и по ним плясали, хозяева за это ругались
|
Репортаж |
34. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- сама себе приготовила на кладбище памятник, раньше люди так же делали – заранее готовили себе гроб
|
Репортаж |
35. |
Как скучны дни, как скучны ночи, Когда не вижу я тебя, Я сижу, не сплю до полночи, О, милый мой, я жду тебя.
Ты вспомни комнату уютну, Где сидели мы с тобой, Ты целовал мне алы губы, Я называла: «милый мой»
- текст - комм.: сочинила, когда умер муж
|
Авторская песня |
36. |
- мать говорила, что если человек много грешил, то на том свете ему будет плохо, а если не грешил – хорошо
|
Репортаж |
37. |
И на высоком берегу, На ней косят и пашут, И коровушки пасутся на лугу
А раньше в ней ведь людно было, И много было маленьких детей А теперь сидит в черёмухе густой Да распевает соловей
|
Стихотворение |
38. |
За всё меня прости, Где жить я буду. Может в шалаше, Но тебя, родная, Всегда храню в душе
- комм.: сочинила сама
|
Стихотворение |
39. |
Кровь мою возьми, А мне в здоровье помоги
- внач. комм.: нельзя никому показывать первые месячные и сказать такие слова - комм.: следы первых месячных нужно уничтожить, сама сжигала
|
Молитва |
40. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- одежду, которая была на покойном в момент смерти, сжигали те, кто оставался дома, когда покойного увозили на кладбище, эти же люди мыли пол и накрывали на стол - когда мыли пол, то все переворачивали кверху дном - покойника мыли родственники, мужа обмывала сама - с теми, кто мыл покойника рассчитывались деньгами или что-то дарили, чаще всего – полотенце - мыло и полотенце, которыми мыли покойника, кладут с ним в гроб, а для того, кто мыл топят баню - воду после обмывания выливали в огород и зарывали землёй, чтобы эту воду «не шевелить» - раньше, когда покойников обмывали из деревянных шаек, то шайки сжигали - по покойнику причитали
|
Репортаж |
41. |
Уж, ветры буйны, да пораздуйтеся, Уж сыра земля, да порассыпься, Уж гробова доска, да росколися, Откинься полотенечко, Откройтесь ясные глаза
- текст - внач. комм.: подходя к кладбищу, начинает причитать - повтор. зап. напев.
|
Поминальное причитание |
42. |
- в праздники собирались родственники из разных деревень, на стол выставляли 2 бутылки водки и горшок пива, никто не напивался - женщины вина не пили - гости обсуждали домашние дела, пели песни - гуляли 2 дня
|
Репортаж |
43. |
Да у матери не спросился, Вы, ворота, отворитеся Да на петле остановитеся
- текст - внач. комм.: причет, когда покойника выносят из дома
|
Похоронное причитание |
44. |
- соседка поссорилась с другой женщиной, у которой один глаз не открывался, у соседки тоже перестал открываться глаз, в больнице врачи ничего не смогли сделать, а сама наговорила кусок сахара, и соседка поправилась
|
Репортаж |
45. |
С малым детушкам, Мою скотинушку (имя скажешь) В дом пустите, Поите, кормите, Баско водите И ото всех невзгод оберегите
- внач. комм.: когда собираешься купить новую скотину, нужно веточкой колотить по всем 4 стенам хлева и говорить эти слова - комм.: когда покупаешь, веточку нужно брать с собой, а потом, когда скотина уже дома, положить ветку под матицу в хлеве и не трогать, а скотина будет есть, пить и ничем не заболеет - повтор - если животное окажется другого пола или с другим именем, то прежде, чем его пустить на двор, нужно пойти и похлестать веткой снова, прося пустить именно это животное
|
Заговор |
46. |
На всё лето красное Моих животных (имя говоришь) спаси и сохрани и домой приводи
- внач. комм.: когда в Егория первый раз скотину выпускают, нужно положить на дворе под порог веревку, а над воротами любой железный предмет, чтобы скотина прошла, перешагнув через веревку и сказать слова - комм.: тогда скотина домой будет ходить сама в одно и то же время, веревочку и железку нужно спрятать, чтобы никто не трогал
|
Заговор |
47. |
Жена, матушка, Мою скотинушку (имя скажешь) Домой ведите, Пойте, кормите, И каждый день домой пригоните, Она стоит, шатаетцэ, Домой не являетцэ. Во веки веков. Аминь.
- внач. комм.: у соседки корова не ходила домой, тогда А. Я. куском хлеба привела ее в хлев, застала, и с тех пор корова домой ходила - комм.: когда хлеб отрезала, говорила эти слова, все трубы в доме должны быть закрыты, чтобы слова не улетали
|
Заговор |
48. |
Жена матушка, Мою скотинушку домой гоните, Пойте, кормите И баско водите
- комм.: скотина всегда будет домой ходить
|
Заговор |
49. |
- роды раньше принимали знающие женщины, отрезали пуповину и завязывали - сама родила двойняшек, мать роды принимала - обихаживать ребенка учила мать
|
Репортаж |
50. |
- от сглаза есть слова, но говорить их не надо, лучше написать, чтобы другие знали - сглазить могли даже невесту во время венчания
|
Репортаж |
51. |
СВАТОВСТВО - родители жениха приезжали к родителям невесты и разговаривали, мать невесты спрашивала у родителей жениха, нравиться ли им невеста, а отец жениха спрашивал о женихе у родителей невесты, если всем всё нравилось, то договаривались о дне свадьбы СВАДЬБА - на свадьбу лошадь и сани или телегу украшали цветами - на свадьбе мать жениха давала напутствие детям - невеста дарила подарки свекрови, в первый раз называла ее мамой
|
Репортаж |
52. |
- накануне Николы зимнего молодёжь стаскивала под гору все сани от конюшни - в Святки – после Крещения (?) ходили «камедить» – утаскивали санки, закрывали двери - когда ходили «кудесам», выворачивали наизнанку шубу, закрывали лицо, меняли одежду, надевали разную обувь и разные рукавицы и плясали так, чтобы было не узнать, прыгали
|
Репортаж |
53. |
- комм.: так плясали «кудеса»
|
Наигрыш под язык |
54. |
- «кудеса» наряжались «цыганкой», «медведем» - «кудеса», когда плясали, пели все вместе разными голосами, чтобы по голосу не узнали, себе под ноги сыпали угли, лицо закрывали - старушки могли сами «кудесам» языком подыгрывать
- «кудеса» между собой договаривались,
как лепетать будут |
Репортаж |
55. |
- внач. комм.: «медведь» приходил в дом на 4 лапах и «орал», колотил лапами - комм.: «меведем» наряжался молодой парень
|
Подражание животным |
56. |
СВЯТКИ - наряжались покойником - однажды пришел «покойник» – одетый в белый халат, во рту огонь, а лицо закрыто - «цыганкой» наряжались девушки, надевали длинную одежду, платок завязывали по-цыгански, приходили в дом и просили чего-нибудь - в Святки парни залезали на крыши и закрывали печные трубы так, что хозяева не могли растопить печь - в праздники пекли пироги с разной начинкой, блины, сочни МАСЛЕНИЦА - в Масленицу обязательно пекли блины, их пересыпали толокном, мазали маслом и ставили в печь, а на стол подавали, разрезая на 4 части - приходило много гостей, блины пекли несколько дней - катались на лошадях, жгли костер прямо на дороге в конце деревни
|
Репортаж |
57. |
- раньше дома строили вдоль дороги, один напротив другого
|
Репортаж |
58. |
- детям рассказывали сказки, чтобы они быстрей засыпали - дети спали на полатях
|
Репортаж |
59. |
Спи, малышечка, в люю, Я тя в люльке покачаю, Сон я крепкий тибе доставляю Бай
- напев - комм.: раньше детей качали в люльке
|
Колыбельная |
60. |
Спи, малюточка, в раю, Я тибя-та покачаю, И малютку усыпляю Баю, баюшки, баю
|
Колыбельная |
61. |
По нехоженым тропам, По Христовым следам, Умоляю и уговариваю, Выговариваю и заговариваю Болезнь падучую, тяжелую, Со мной апостолы, и ангелы, И сорок святых, и сам Христос Говорят, они заказывают, И болезни они приказывают Иди в чисто поле, Широкое раздолье, На седую волну И поди ко дну, Штоб раб Божий (имя скажешь) Падучей не знал и не страдал. Слово крепко и лепко. Аминь, аминь.
- внач. комм.: наговаривать на воду, даввать пить и обмывать голову - повтор. зап. - комм.: это от эпилепсии хорошо помогает - сама узнала от матери, а та – от своей
|
Заговор |
62. |
Кто меня тронет, тот сам уколетца
- внач. комм.: булавку пристегивают к рубашке изнутри - комм.: булавку постоянно нужно носить у тела, чтобы никто не мог причинить зла
|
Заговор |
63. |
О представлениях и верованиях:
- в лесу есть лесной хозяин - сама ходит к нему для того, чтобы вернуть пропавших коров в половине двенадцатого ночи, это страшно и рассказывать об этом нельзя - в 23.30 выходит на перекресток дорог, приносит с собой то, что лесовому нужно - прошлым летом у одной соседки пропала корова, искали пять дней, но не нашли и обратились к А. Я., она велела им дома открыть калитку и двери на двор, в 2 часа ночи корова была дома, лесовой сказал, что она за лесом и ее никто не видит - в лесу люди попадают на след и пропадают - хозяин показывается по-разному, иногда в страшном виде - знание об этом получила от матери, а та от своей - если знающий человек чувствует, что скоро умрет, то он должен слова выплюнуть на полено, а полено сжечь в печи - сама лешего называет лесным хозяином - были с мужем на болоте, и подошел человек, попросил закурить, а сама в это время обошла их кругом, и этот человек пропал - один раз хозяин показался таким страшным, что потом пришлось 2 часа лежать на дороге и приходить в себя от страха - женщина пришла просить найти корову пьяная, и хозяин сказал, чтобы за пьяных больше не просила - нужно уйти на перекресток дорог, так чтобы быть в лесу и чтобы построек было не видно, там его можно вызвать, но если сам в чем-нибудь провинился, то домой живым не придти
|
Репортаж |
64. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- в урочные дни – 9, 20 и 40 собирают стол, потом идут на кладбище, нужно сходить до полудня, а потом садятся за стол и поминают - покойника приглашают домой, за столом ему оставлено свободное место, стоит еда и питье, после поминок в 40 день, все угощение, приготовленное для покойного, выносят на улицу и бросают на дорогу - на поминки и на похороны варят кисель, киселем поминают в последнюю очередь - покойника все провожают, представляя, как будто бы он пошел - за столом у покойника место в переднем углу
|
Репортаж |
|
|
101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | > 199 |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | |
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | |
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | |
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |