Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 15 >>> Белозерский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 167

 

<<< предыдущий

следующий >>>

101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 > 199
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 199

 

 

Вологодская  область,

Белозерский  район,

Панинский с/с,

д. Кукина Гора

20.08.04.

 

Зап. Соловьев Л.Г.,

Самойлова Е.В..

Исп.: Трофимова Лидия Алексеевна, 1926 г.р., род. - д. Гусево Карповского с\с

Трофимов Владимир Александрович, 1930 г.р., род. – д.Кукина Гора Ухтомьярского с\с

 

1.

О календарных обрядах:

 

ТРОИЦА

- на Троицу из леса приносили березки, каждый ставил их по 2-3 под своими окнами, закрепляли клинышками; березки стояли пока не высохнут, больше недели, потом распиливали на дрова; за березками ходили подростки (13-14 лет)

- в Троицу на могилы не ходили, ходили только в родительскую субботу и вторник, по праздникам на могилы не ходили

- за березками ходили вечером накануне Троицы, до бани

ПАСХА

- на Пасху красили яйца луковой «корой» или краской

ПРАЗДНИКИ

- пекли житные, гороховые пироги – житное или гороховое тесто клали на сочни

ЖАТВА

- сначала жали рожь; к Ильину дню рожь сжинали, сушили и на Ильин день варили из ржаной крупы кашу-«загусту»

 

Репортаж

2.

О пище:

 

- в войну ели «пелёву» - головки ото льна, пекли с ней хлеб

- на праздники и в будни варили из картофельного крахмала и свекольного сока кисель

- кисель варили на поминки, похороны: «за киселём поминали родителей»; на поминки выходили на улицу поминать киселём

 

репортаж

3.

О календарных обрядах:

 

ЖАТВА

- на «отжинки» приносили домой сноп и ставили в передний угол; последним жали овёс; последний сноп назывался «пожинальный» («отжинальный») сноп; этот сноп стоял долго, потом его куда-то девали, скармливали скотинке – для здоровья

- во время жатвы пели песни – «коротушки», пели протяжно

- в колхозе после жатвы собирали оставшиеся колоски

  

Репортаж

4.

Говорят: в колхозе худо,

А в колхозе хорошо - 

До обеда ищешь сбрую,

А с обеда – колесо.

Эй!

(напев плясовой)

 

- комм.: «это не жнивная песенка»

 

Частушка

5.

Говорят, што боевая,

Я не боевиночка

У меня у боевой

Далёко ягодиночка

(напев жнивной)

 

- комм.: «это жнёт баба – песни поёт» «жнёт, поёт, и пояс?на так не болит»

 

Частушка

6.

Как бы я была такая,

Как берёзка белая,

Я давно бы тибе, миленькой,

Измену сделала.

(напев жнивной)

 

Частушка

7.

Сиротею, сиротею,

Сиротею не одна,

Сиротеёт задушевная

Товарочка моя

(напев жнивной)

 

Частушка

8.

Каледа, каляда

Накануне Рожества

Зародилась каляда

Накануне Рожества,

Кто даст перога,

Тому двор живота.

 

- внач. комм.: колядовали накануне Рождества, собирались по несколько человек, пели под окном

- комм.: хозяева выносили колядовщикам угощение, они складывали в корзинку; колядовщики обходили всю деревню, потом делали стол, варили суп и ели – «насобирали как милостыньки»; хозяева давали угощение, чтобы не пожелали плохого, тем, кто вынесет, желают хорошего

 

Колядка

9.

Каляда, каляда

Зародилась каляда

Накануне Рожества,

Калядошнички-подокошнички

Кто даст перога,

Тому двор живота

Кто не даст перога

Тому кошка в окошко – гнилые глаза

 

- комм.: колядовщики в дом не заходили, им выносили на улицу; давали пироги, морковь, капусту, хлеб, мясо; из собранного варили суп, собранное колядовщики клали в корзинку или в подол; колядовщики не наряжались, колядовать ходили дети 8-12 лет в обычной одежде, колядовать ходили все дети; все дома обходили – не пропускали; колядовщиков ждали

 

Колядка

10.

О календарных обрядах:

 

СВЯТКИ

- в Соцельник подростки могли утащить на горку все неприбранные хозяевами сани, дровни – устраивали «базар»; утром хозяева шли за дровнями

- девушки раньше гадали,

- старики славили Христа

- рядились «журавлем»: мужик надевали на голову фуфайку, вместо клюва вставлял веретено – «долбил» девок

 

Репортаж

11.

Дождик лей, дождик лей

На меня и на людей

На людей побольше,

На меня поменьше.

 

- комм.: бегали по улице и кричали

 

Закличка

12.

Дождик, дождик перестань

Я поеду в Арестань,

Богушку молитцы

Христу клонитцы.

 

Закличка

13.

Радуга-дуга-дуга

Рознеси оболока.

 

- кричали

 

Закличка

14.

Радуга, дуга, дуга

Рознеси оболока.

 

- комм.: облака разносило

 

Закличка

15.

Божья погодушка,

Пройди тёмным лесом,

Чистым полём

Пустым местом.

 

- внач. комм. когда начиналась гроза, бабушка брала нож и с приговором крестила им каждое окно

- текст

- комм.: «постройку» не задевали ножом, только крестили

 

Заговор

 

 

Белозерский район,

Панинский с/с

д. Кукина Гора

20.08.04.

Зап. Соловьев Л.Г.

Самойлова Е.В.

 

Исп.: Трофимова Анна Васильевна 1922 г.р. род. - д. Веромей Перкумского с\с

 

16.

Против лиха сделай два раз добро

 

- комм.: на зло нужно два раза ответить добром, а на третий раз «Бог не велит делать», человек сам поймет;

 

поговорка

17.

О представлениях, верованиях:

 

- эти знания «Бог даёт»;

- божественные слова действуют, если получены от старого человека, выученные по книгам – бесполезны

- у хорошего человека на душе хорошо, а у плохого и на душе плохо

Репортаж

 

Белозерский район,

 Панинский с/с

д. Большой Двор

20.08.04.

Зап. Соловьев Л.Г.

Самойлова Е.В.

 

Исп.: Андреева Валентина Александровна 1929 г.р. род.- д. Герасимово Ухтомьярского с\с

 

18.

Я пою, а ты роздайси

Голосоцик там и тут

Все уйдут, а ты останьси,

Милой, на десеть минут

 

Жнивная частушка

19.

Я была певуния да

Я была плясуния

А тепере стала я да

Как  старуха старая

 

- комм.: на поле голос еще лучше раздается; рукой отводят – кидают жито на сноп

 

 жнивная

частушка

20.

<…> запожалуста

Ты мине да горюшиночьке

Ты мине да сиротиночьке, ой

А времечико да коротаетцы

Стрелоч(и)ки да всё двигаютцы

Ишшо немножеч(и)ко, маленечко

Погостить тибе во горенке…

 

- комм.: причитали, когда выносили покойника

 

Похоронное причитание

21.

О свадебном обряде:

 

- в своей молодости свадебных причитаний уже не было

- на свадьбе за невесту причитала специальная причетчица

- эти причеты знала бабушка

 

репортаж

22.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- сейчас на похоронах никто не причитает

- покойника зовут в баню – причитают

- когда с погоста приходят, покойного садят за стол причитанием

 

Репортаж

 

23.

О календарных обрядах и праздниках:

 

ПРАЗДНИКИ

- здесь во всех деревнях праздновали Соловецкие

- здесь были летняя и зимняя церкви

- здесь все деревни праздновали Соловецкие, Успеньё, Ильин день, Троица

- к Соловецким заканчивалась уборка урожая, всё Ухтомьяре гуляло неделю

ЖАТВА

- урожай начинали убирать в конце июля, сначала убирали рожь, потом пшеницу, овёс, ячмень

- жали «черпом»

- те, кто постарше – жали, помоложе – сенокосили

- во время жатвы пели спокойные частушки, пели сначала половину, потом – вторую; их называли песнями

 

репортаж

24.

Жала рожь зелёную,

Вязала не в ту сторону,

Узнавай меня, милёнок,

Вечёром по голосу.

 

- текст

- повтор - текст

- внач. комм.: на жниве «голос тянешь», а частушка - «короче поёшь»

 

Жнивная частушка

25.

О календарных обрядах:

 

ПРАЗДНИКИ

- на Соловецкие (10 октября) заканчивалась уборка и молотьба – 10 октября

ЖАТВА

- делали последний сноп из овса, к нему ломали веник, приносили в дом и ставили в передний угол

- раньше жали каждый на своей полосе; пели песни по-одной – не все вместе.

 

Репортаж

 

Белозерский  район,

Панинский с/с

д. Кукина Гора

20.08.04.

 

Зап Соловьев Л.Г.

Самойлова Е.В..

Исп.: Трофимов Владимир Александрович, 1930 г.р.,

рол. – д.Кукина Гора Ухтомьярского с\с

 

26.

О календарных праздниках:

 

- мужики пьяные пели долгие песни

- в Ухтомьярье праздновали Соловецкие: пили по рюмочке водку или самогон, потом пиво, сидели за столом, разговаривали, переходили из избы в избу

 

Репортаж

27.

Об уличных играх:

 

- парни боролись, играли в «городки», в «чирок»

- «чирок» - круглое полено (25 см - толщина, 70 – длина) с затёсанными концами; ударяли по нему палкой и чирок подскакивал – нужно было попасть начерченный на земле квадрат («меньше стола»); били по-очереди

- играли в мячик, городки, «телеп?ньё»

- мужики играли «в телепень» - городок гнали далеко, иногда за километр

- в «чирок» выигрывал тот, кто бьет точно

- мячик делали из тряпок или из бер?ста (6 х 6 см)

- проигравший «в городки» возил победителя на спине

- парни боролись парами: специальных приемов не было; нужно было противника «свернуть с ног»; в борьбе побеждали не силой, а ловкостью

- зимой грелись – толкали друг друга в плечо

- девки чертили на лугу квадрат, делили его на 6 «окон» и прыгали

 

Репортаж

28.

О календарных обрядах, развлечениях, праздниках:

 

- драки были

- зимой катались на лыжах, осенью, пока лед чистый – на коньках, дети катались на дровешках

- для дровешек полозья из березы или рябины гнули летом, осенью делали

СВЯТКИ

- святки длились 2 недели

- ряженые ходили на вечера – плясали; если их узнают – платок снимают, не узнают – не открываются

- у ряженых гармониста не было – играли языком

- наряжались в худую одежду

- старик - лет 60-ти одевался «медведем»

- играли в карты на деньги – могли проиграть всю одежду с себя 

- «медведем» наряжались – шубу выворачивали

- ходила «белая бабка»: старушка одевалась во все белое, из брюквы делала зубы, клала в рот горячий уголь – пугала 

- ходили «кудесам», наряжались «медведем», «журавлем»

- «белая бабка» проходила «вкруговую» по избе, и уходила

- «кудеса» пляску меняли, чтобы их не узнали, голос не подавали – надо, чтобы их не узнали

- старухи говорили, что раньше гадали

- «цыганка» приходила, предлагала погадать

- ряженые ходили вечером

ПАСХА

- в какой-то праздник солнышко играло

- в Пасху делали качели: на овине перекидывали веревку через дерево, клали доску и качались парни и девки

- красили яйца; бились яйцами – у кого яйцо крепче; кто проиграл – чистил яйцо, и ели пополам

- старики колотили яйцом по зубам и по звуку определяли, какое крепче

- старик лизнул раскаленный гвоздь, сказал что если не сильно накалён, то обожгёт, а если до бела – не обожгёт

Репортаж

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 > 199
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198